Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 12

Принцип связи ДОУ с семьёй заключается в том, что музыкально-эстетическое воспитание осуществляется в единстве с семьями детей, в непосредственном взаимодействии воспитателей, педагогов и родителей при подготовке к выступлениям, отработке элементов движений, мелодий песен, продумывании и оформлении костюмов.

В ходе анализа опыта педагогов мы обнаружили, что многие из них отдают предпочтение таким формам организации и подготовки к празднику как комбинированное и интегрированное занятие, развлечения, мини-конкурсы и таким методам, как игра, упражнение, наглядный показ, самоанализ выполнения движений, наблюдение, использование малых фольклорных форм. Кроме этого используются следующие методы стимулирования: поощрение, поддержка, одобрение, указание, внушение и убеждение.

С помощью названных форм и методов у детей среднего дошкольного возраста в процессе организации и проведения праздника формируется эстетическое сознание, восприятие, музыкальный вкус, эстетическая оценка и др.

Например, в ДОУ № 12 г. Москвы на музыкальных занятиях используется не только иллюстративный материал, примеры из детской художественной литературы, фольклора, но и проводятся интегрированные занятия, включающие элементы рисования и конструирования, что способствует формированию интегрированного восприятия искусства и  развитию эстетического вкуса, культуры личности ребёнка. Это помогает ребёнку быстрее включиться в процесс подготовки к празднику, продумать атрибуты, декорации, быть более организованным.

Использование хороводов на различных праздниках в течение учебного года описано в опыте Г. Науменко [16, 105-106]. Здесь указывается на эстетические качества хоровода, его воспитательные возможности и, в частности, в области музыкально-эстетического воспитания. Формируется национальное самосознание детей, развивается любовь к народному искусству, самоуважение, происходит приобщение каждого ребёнка к народному творчеству, постижение особенностей разных видов хороводов в соответствии с содержанием праздника.

Наряду с положительными сторонами в опыте педагогов нами выявлены некоторые недостатки, а именно:

- в описании опыта недостаточно представлены методические аспекты проблемы;

- некоторые педагоги в процессе организации и проведения праздника отказываются от помощи родителей, полностью полагаясь на свои возможности и возможности воспитателей ДОУ.

Итак, проанализировав педагогический опыт музыкально-эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе организации и проведения праздников, мы пришли к следующим выводам:

Положительными сторонами работы педагогов является следующее:

·  постановка актуальных задач музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста различными средствами и с привлечением всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, воспитателей, родителей; применение разнообразных методов и приёмов при разучивании праздничных номеров, а также методов поощрения, поддержки, внушения и убеждения; использование традиционной образовательной программы Васильевой и вариативных программ «Радуга», «Развитие», «Детский сад-дом радости» и др.; использование разнообразного песенного, игрового и хореографического репертуара в содержании праздников;

·  реализация таких принципов как систематичности и последовательности, учёта возрастных особенностей, связи ДОУ с семьёй в подходе к решению данной проблемы.

Выявлен и ряд недостатков, к которым мы отнесли следующие:

·  в описании опыта недостаточно представлены методические аспекты проблемы;

·  некоторые педагоги отказываются от помощи родителей, полностью полагаясь на свои возможности и возможности воспитателей ДОУ.

Выявленные нами плюсы и минусы в опыте педагогов будут учтены нами в собственной опытно-практической работе.

Выводы по первой главе

На этапе теоретического исследования мы решали три задачи:

1. Выявляли психолого-педагогическую сущность музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.