Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 4

Музыкальные способности бывают специальными (исполнительскими, композиторскими) и общими – необходимыми для осуществления любой музыкальной деятельности. Эти способности в сочетании с умением чувствовать содержание музыки представляют собой музыкальность.

Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают детям возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи. Это, в свою очередь, является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей.  

Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста невозможно без развития у них музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности. Чем они активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.

Педагогическая сущность включает рассмотрение задач, содержания, методов, приёмов и форм музыкально-эстетического воспитания.

Среди задач музыкально-эстетического воспитания детей на одно из первых мест учёные ставят задачу развития способности эстетического восприятия объектов действительности и искусства – это лежит в основе формирования подлинно эстетических чувств, художественного вкуса, эстетического отношения и эстетической оценки [17, 147].

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих содержания музыкально-эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Основополагающее значение для осмысления роли музыкального искусства во всестороннем воспитании детей и развитии их музыкального творчества имеют работы учёных-психологов, педагогов, ведущих специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, В.М. Бехтерев, Т.С. Бабаджан, О.Н. Варшавская, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, А.И. Катинене, А.В. Кенеман, А.Н. Леонтьев, Т.И. Ломова, Н.А. Метлов, Карл Орф, О.П. Радынова, М.А. Румер, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, В.Н. Шацкая, С.М. Шоломович, Г.А. Фортунатов и др.) [20].

В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера, и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений (авторская или народная песня; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д.), т.е. обогащается их представления о музыке разного характера. Слушая музыку, ребёнок её анализирует (мысленно), относит к определённому жанру.

Основными формами музыкально-эстетического воспитания являются музыкальные занятия, концерты, развлечения, беседы и др. [2; 20].

Основа формирования музыкальной культуры детей – это сама музыка как вид искусства. Важно, чтобы её содержание было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Доступность содержания музыки понимается не только как использование близких детям программно-изобразительных средств и образов (природа, сказка, образы животных и т.д.), но, прежде всего – как соответствие чувствам, которые дети способны пережить в данный момент в том или ином возрасте [1, 38].

Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает у них интерес к песням, играм, хороводам других народов. Дети с удовольствием водят хороводы вокруг берёзки, пляшут задорные украинские и белорусские пляски и т.д. Хороводы, игры, песни, пляски, а также нарядные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов.

Ядром музыкальной культуры дошкольника является его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности при овладении определёнными знаниями, умениями, навыками [20, 114].