Автор Осеннева М. в статье «Знакомство детей с русским фольклором» (ДОУ № 25 г. Красноярск) делает акцент на необходимости формирования не только эстетического восприятия у детей, но и воспитания чувства патриотизма, национального самосознания, любви к Родине. Она, в частности, указывает на то, что хоровод и пляска как элемент повседневной жизни русского человека помогал ему в радости и в горе, в этих танцах чувствуется душа россиянина, широта его натуры, любовь к красоте и добру. Автор подчёркивает важность проведения в ДОУ фольклорных праздников, которые формируют эстетический вкус, чувство национального самосознания у детей дошкольного возраста [19, 110-113].
Поддерживает этого автора и Круглова Н. в статье «Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры» (ДОУ № 29, г. Кривой Рог). Она предлагает организовывать для дошкольников небольшие развлечения с использованием разученного танцевального материала с целью ознакомления их с разнообразными календарными праздниками России, которые были в большом количестве представлены у славян. Эти мини-праздники, по её мнению, расширяют эстетическое сознание дошкольников, способствуют музыкально-эстетическому и патриотическому воспитанию детей [12, 15-18].
В опыте педагогов, чью работу мы изучали, реализуются следующие подходы:
· индивидуальный;
· дифференцированный;
· деятельностный;
· личностно-ориентированный.
Например, Осеннева М. предлагает реализовывать индивидуальный и личностно-ориентированный подходы, т.к. ставит задачи учитывать при подборе содержания музыкального и хореографического материала индивидуальные особенности развития детей, их личностные качества, уровень сформированности эстетического восприятия [19, 110-113].
Авторы Науменко Г., Коробова Н., Солдатова Т. реализуют индивидуальный, дифференцированный и деятельностный подходы, т.к. ставят задачи: выявить музыкально-ритмические способности детей при овладении элементами хоровода, помочь детям при разучивании элементов построений и перестроений в процессе разучивания хоровода и т.д. [11; 16].
Мы выявили, что свою работу они строят на следующих принципах:
· систематичности и последовательности;
· с учётом возрастных особенностей;
· связи ДОУ с семьёй.
Раскроем содержание данных принципов.
Принцип систематичности и последовательности в педагогике понимается как принцип, который вытекает и из цели обучения, и из научной логики изучаемых предметов, и из закономерностей развития мышления ребёнка. Только упорядоченная, стройная система взаимосвязанных знаний может принести практическую пользу человеку, может служить хорошим фундаментом для дальнейшего углубления знаний в какой-либо более узкой области в будущем.
Принцип систематичности отражает и логику самого учебного предмета, т.к. в каждом предмете имеется система взаимосвязанных понятий. Данный принцип тесно связан и с системностью мышления: материал считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Системность проявляется и в установлении внутрипредметных и межпредметных связей. Системность находит место и в общих организационных приёмах работы педагога. Например, в системе его требований к детям [13, 58].
Системность в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста заключается в том, что эта деятельность проводится постоянно, в определённой логике, без нарушения последовательности, в системе. То есть дети на каждом занятии, в процессе подготовки к празднику приобретают новые знания, постепенно и последовательно осваивают разнообразный песенный, танцевальный, игровой репертуар, овладевают композиционными особенностями, отрабатывают технику исполнения и эстетическую сторону воспроизведения под непосредственным руководством педагога.
Принцип учёта возрастных особенностей заключается в том, что должен соблюдаться и учитываться возраст детей при постановке задач и их реализации; выборе форм, методов и приёмов в процессе организации и проведения праздника.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.