Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 13

2. Изучали возможности праздника как средства музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

3. Анализировали педагогический опыт музыкально-эстетического воспитания в процессе организации и проведения праздников с детьми дошкольного возраста. Результатами исследования стали следующие выводы:

Психологическая сущность музыкально-эстетического воспитания заключается в успешном развитии у детей среднего дошкольного возраста таких психических процессов как мышление, воображение, речь, восприятие, чувства, эмоции, способности; музыкально-эстетические средства способствуют развитию эстетической личности, её нравственному воспитанию.

Педагогическая сущность явления заключается в том, что в специально разработанной литературе рассмотрены содержание, методы, приёмы, формы и средства музыкально-эстетического воспитания, которые соответствуют возрастным особенностям развития детей дошкольного возраста.

Возможности праздника как средства музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста достаточно многообразны:

- в процессе подготовки и участия в празднике у детей воспитываются личностные качества организованности, ответственности, музыкально-эстетические чувства: чувство  прекрасного, чувство эмоциональной радости, чувство любви и уважения к искусству, понимание красоты творчества;

- у детей дошкольного возраста в процессе разучивания и исполнения праздничных номеров продолжается развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения, восприятия), двигательных умений и навыков, пластики и выразительности движений, музыкальных, речевых и творческих способностей; формируется эстетический вкус.

- образовательные возможности праздника заключаются в следующем: у детей обогащается лексический словарь, они хорошо различают разнообразные музыкально-эстетические понятия, имеют представления о музыкальных стилях разных эпох, содержании различных праздников, датах их празднования.

Изучив педагогический опыт, мы пришли к следующим выводам:

Положительными сторонами работы педагогов является следующее:

·  постановка актуальных задач музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста различными средствами и с привлечением всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, воспитателей, родителей; применение разнообразных методов и приёмов при разучивании праздничных номеров, а также методов поощрения, поддержки, внушения и убеждения; использование традиционной образовательной программы Васильевой и вариативных программ «Радуга», «Развитие», «Детский сад-дом радости» и др.; использование разнообразного песенного, игрового и хореографического репертуара в содержании праздников;

·  реализация таких принципов как систематичности и последовательности, учёта возрастных особенностей, связи ДОУ с семьёй в подходе к решению данной проблемы;

Выявлен и ряд недостатков, к которым мы отнесли следующие:

·  в описании опыта недостаточно представлены методические аспекты проблемы;

·  некоторые педагоги отказываются от помощи родителей, полностью полагаясь на свои возможности и возможности воспитателей ДОУ.

Данные выводы будут учтены нами в собственной опытно-практической работе.

Глава 2. Виды праздников как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

2.1. Календарные праздники как средство музыкально-эстетического

воспитания детей дошкольного возраста

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.