Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 18

На празднике дети узнали об особенностях данного народного праздника (на Федула растворяли окна, прилетали сверчки, которые ресселялись по огородам. А кто первым услышит сверчка в этот день, тот приманит на землю тепло), отгадывали загадки о весне, пели песни о солнце, дождике, весне, играли в игры «Федул», «Рыбаки и рыбки», исполняли танец цветов, весенний хоровод, хоровод «На лесной полянке», танец моряков, динамическую паузу «Ветры», а в заключении получили конфеты от Федула и продолжили праздник в группе чаепитием (Приложение 3) [7].

В процессе организации и проведения праздника у детей воспитывались организованность, ответственность, аккуратность при разучивании песен, танцевальных композиций.  Кроме этого у детей обогащался лексический словарь («народные праздники», «приметы», «приманивать весну», загадки и пословицы о весне и празднике и др.), они хорошо различали разнообразные музыкально-эстетические понятия, имели представление о содержании праздника, дате его проведения.

У детей младшего и среднего дошкольного возраста в процессе разучивания и исполнения праздничных номеров продолжалось развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения, восприятия), двигательных умений и навыков, пластики и выразительности движений, музыкальных, речевых и творческих способностей; формировался эстетический вкус.

Организуя праздник для детей второй младшей и средней групп, мы учитывали их возрастные особенности развития. Поэтому главной целью организации в данной возрастной группе было развитие деятельности по интересам, стимулирование желания ребёнка действовать самостоятельно, проявляя своё «Я». Поэтому в процессе её организации мы исходили из интересов ребёнка, его эмоционального состояния.

Характерным для детей данного возраста является более активное участие во всех развлечениях. Так, дети с удовольствием читали напамять разученные заранее небольшие четверостишья о весне, их выступления были индивидуальными и в последовательности из нескольких четверостиший. Они также активно участвовали в процессе исполнения песен, танцев, динамической паузы, игр. Ребята получали удовольствие от сопричастности к роли ведущих, когда их небольшие стихотворные тексты являлись связками к последующим номерам сценария.

Главная цель проведения этого праздника было создание радостной атмосферы в группе и приобщение детей к праздничной народной культуре.

Для того чтобы праздник стал средством художественно-эстетического воспитания, мы создавали в группе непринуждённую обстановку, содействовать формированию у детей уверенности в успехе и достижении поставленной цели. Кроме этого, для того, чтобы дети не уставали и не переутомлялись,  учитывались их возрастные возможности, и время проведения насчитывало 25 минут.

Особенностью данного народного праздника и сценария было участие главного персонажа – Фелуда -  в играх и заданиях. Такое взаимодействие детей и взрослых помогало снять эмоциональное напряжение и волнение у детей, создать приподнятое настроение у всех участников праздника.

В течение праздника для сохранения внимательности у детей мы старались контролировать темп проведения, возникающие паузы или заминки заполнялись пословицами, музыкальными фрагментами. Дети средней группы волновались больше, чем младшей, поэтому их подбадривали словами, улыбкой, аплодисментами.

Таким образом, проведённый нами праздник способствовал всестороннему, в том числе художественно-эстетическому, развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста, так как в процессе участия в нём они познакомились с народным праздником русского земледельческого календаря; развивались их эмоции, поднималось настроение и жизненный тонус, проявлялись их творческие способности.

Для детей старшей и подготовительной групп нами был организован и проведён праздник в виде театрализованного представления «Пасха». Здесь мы также учитывали образовательные, развивающие и воспитывающие возможности праздника.