Особенности гражданско-правового статуса сооружений, страница 7

3. Приказом Государственного комитета РФ по земельной политике от 22.11.1999г. №84 «О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра» определены следующие виды сооружений:

1) Нефтяные и газовые сооружения;

2) Гидротехнические сооружения;

3) Сооружения транспортного хозяйства, связи и других отраслей;

4) Рекреационные сооружения;

5) Спортивные сооружения;

6) Сооружения электропередачи и связи;

7) Трубопроводные сооружения;

8) Другие сооружения;

9) Прочие.

Примечательно, что данная классификация приводится в рамках классификатора недвижимого имущества (КНИ), который согласно данного приказа представляет собой систематизированный свод классификационных группировок недвижимого имущества (земельных участков, зданий (строений), сооружений) и их характеристик.

Основным недостатком данной классификации является невозможность определения собственно критериев отнесения того или иного объекта к категории сооружения либо здания. Учет в рамках видов сооружений достаточно прост и при этом в общем виде соответствует сложившемуся в практике российского права правовому регулированию отношений по поводу того или иного вида сооружений (напр., гидротехнических - особый порядок паспортизации и лицензирования создания, трубопроводных - особый порядок предоставления земельных участков для обслуживания, выделение полос отвода, специальный субъект права - в некоторых случаях).

4. Правилами ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности, утв. Приказом Госстроя России от 31.05.2001г. №120[23] предусмотрен учет сооружений следующих видов:

сооружения дорожно - мостового хозяйства;

сооружения внешнего благоустройства;

сооружения инженерных сетей.

Наиболее актуальным в последних двух классификациях является то обстоятельство, что в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004г. №314[24] функции ведения государственного земельного кадастра, равно как и функция ведения реестра объектов градостроительной деятельности  переданы одному органу - Федеральной службе кадастра объектов недвижимости. Каким образом будет использовать вновь образованный орган разработанные его предшественниками и абсолютно не согласующиеся между собой концепции классификации сооружений, непонятно. Вторым, не менее актуальным аспектом, является необходимость установления информационного взаимодействия между вновь образованным органом и органами Федеральной регистрационной службы, а в дальнейшем - и с налоговыми органами в рамках реализации Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001г. №273[25], которой предусмотрена реализация принципа «одного окна». Без установления единой классификации объектов недвижимого имущества какая-либо единая информационная сеть существовать не сможет.

В качестве промежуточного резюме выделим основные проблемы, возникающие при классификации сооружений:

1. Отсутствие сформированного на законодательном уровне исчерпывающего определения (посредством совокупности признаков либо иных критериев) сооружения, его отличия от иных видов недвижимого имущества - здания, строения.

2. Отсутствие единообразия в ведомственных классификациях при определении критериев классификации по основным видам использования.

3. Отсутствие согласованных и единообразных принципов внутривидовой классификации.

Преодолеть сложившуюся ситуацию позволит принятие единого классификатора вещей, относимых к категории недвижимого имущества, разработка которого потребует, во-первых, исключения произвольности в наименовании сооружений, унификация и последующая стандартизация их наименований, во-вторых, четкое разграничение сооружений на относящиеся к категории недвижимого имущества и не относящихся к таковой с указанием, какие сооружения (с отражением основных технических характеристик) являются объектами недвижимого имущества. Только такое закрепление, на мой взгляд, позволит избежать прямой зависимости гражданского оборота сооружений от содержания постоянно изменяющихся и во многом противоречивых технических норм.