Особенности гражданско-правового статуса сооружений, страница 17

Основным препятствием для реализации положения об едином объекте недвижимости является, все же, возможные различия правового режима земельного участка и строения: строение может находиться в собственности, а земельный участок, на котором строение расположено - как в собственности, так и в аренде, пользовании либо владении. Практика единого объекта реализована в разных странах мира, в частности, Великобритании, Испании, Италии.

Ряд исследователей уже сегодня полагают возможным включить в гражданское законодательство положение о едином объекте недвижимости – земельного участка и расположенных на нем зданий и сооружений (как улучшений земельного участка)[42].

Гражданско-правовой статус сооружений характеризуется наличием особой связи сооружения с земельным участком, выражающейся в придании земельному участку, на котором расположено сооружение, статуса полосы отвода. Наиболее полно понятие полосы отвода, применительно к землям железнодорожного транспорта, раскрыто в законодательстве о железнодорожном транспорте. Согласно ст.2 Федерального закона от 10.01.2003г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Полоса отвода - термин, применяемый для сооружений транспорта и связи, которые в силу своей природы имеют такой признак, как протяженность. Такие сооружения называют еще линейными.

Согласно положениям ст.87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

В пункт 5 ст.1 ЗК РФ, введено понятие «единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости», которое закрепило ранее существующее положение ст.552 ГК РФ, определяющей право следования земельного участка за объектом недвижимости, расположенном на земельном участке.

Собственник сооружения и, соответственно земельным участком в пределах полосы отвода, ограничен в правомочии распоряжения земельным участком.

Согласно ст.87 ЗК РФ земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Согласно п.12 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утв. Приказом МПС РФ от 15.05.1999г. №26Ц[43] свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (далее – временные пользователи) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно - разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче - смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.