Особенности гражданско-правового статуса сооружений, страница 24

2. Если «право», то вывод суда опять же правомерен лишь отчасти. Обязательственные отношения прекращаются с момента создания и передачи вещи, но право собственности возникает с момента государственной регистрации, который всегда не совпадает (и существенно, в ряде случаев - на годы) с моментом принятия недвижимого имущества в эксплуатацию. Таким образом, с прекращением обязательственных прав право собственности не возникает, что противоречит сути гражданского права.

Данная проблема является одной из наименее урегулированных в гражданском праве, поскольку возникает ввиду вмешательства административных правоотношений в гражданские (процедура государственной регистрации прав) и требует детальной проработки на уровне правоприменительной практики.

3.3. Право собственности на части сооружения

Как уже указывалось выше, сооружения подчиняются правилам о сложной вещи. Одним их безусловных признаков сложной вещи, равно как и сооружения, является тождество правового режима отдельных элементов и целого, т.е. часть сооружения может принадлежать только на том праве и только тому лицу, которому принадлежит и сооружение в целом. Единственным исключением, на мой взгляд, являются случаи, когда сооружение, являющееся собственностью юридического лица, создано за счет взносов в уставный капитал, произведенных третьими лицами. Но даже в этом случае части сооружения становятся лишь объектом обязательственного права.

ОАО «Искитимгазсервис» обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с иском о признании недействительными записей о государственной регистрации прав собственности ОАО «Искитимцемент» на магистральные газопроводы длиной 2073 п.м., 1875 п.м., 1293 п.м., произведенные Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании:

1) Плана приватизации (проспекта эмиссии) ПО «Искитимцемент», зарегистрированного Финансовым управлением Администрации Новосибирской области 7.06.1994г., Приложение 1 которого содержит строку «газопровод-отвод 1983г. постройки». В Приложении 9 к Плану приватизации данный объект не исключается из состава основных средств.

2) Справки №67-с от 26.03.2001г. Комитета по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области, в которой было дано разъяснение, что сооружение газопровод-отвод 1983 г. постройки балансовой стоимостью 908597 руб. состоит, в том числе из магистрального газопровода (г.Искитим и Искитимский район)5242 п.м. балансовой стоимостью 394274 руб., а также указано, что спорное сооружение включено в уставный капитал АО «Искитимцемент» и, в соответствии со ст.66 ГК РФ является собственность акционерного общества.

Кроме того, газопровод-отвод включал в себя домик оператора, газораспределительную станцию, задвижку, сети газопровода и еще три газопровода различной протяженности.

ОАО «Сибирьгазсервис» обосновывал свою заинтересованность наличием в плане приватизации ОАО «Сибирьгазсервис» подземного газопровода высокого давления диаметром 630 мм., протяженностью 5,3 км. от ГРС до задвижки УТ-1 около технологического моста ОАО «Искитимцемент».

В ходе судебного заседания было суду были представлены письма Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству по г.Искитиму и Искитимскому району, согласно которым в указанном районе расположен только один газопровод. Схемы газопроводов, представленные в судебное заседание, свидетельствовали о том, что газопровод высокого давления, включенный в состав Плана приватизации ОАО «Сибирьгазсервис» является частью газопровода-отвода, включенного в состав Плана приватизации ОАО «Искитимцемент» и соответствующего отдельным сооружениям - магистральным газопроводам согласно их технического описания.

Решение по данному делу на момент защиты настоящей работы не вынесено, однако совокупность представленных доказательств ОАО «Искитимцемент»: наличие технической документации, невозможность использования части газопровода отдельно от всего газопровода-отвода, предоставления земельных участков в пределах полосы отвода на праве собственности и позиция Департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области, поддерживающая доводы ОАО «Искитимцемент» исключают возможность удовлетворения исковых требований.