Особенности гражданско-правового статуса сооружений, страница 10

Таким образом, четвертый признак сооружения вытекает как из определения недвижимого имущества, как из вышеуказанных признаков, отличающих его от объекта незавершенного строительством, как из признака - ввода в эксплуатацию, так и на основании рассмотренных выше разнообразных классификаций сооружений:

Сооружение имеет назначение.

Анализ содержания дефиниции объекта недвижимого имущества и законодательной практики закрепления понятия сооружения позволяет получить следующие выводы о признаках сооружения как особенного вида объекта недвижимого имущества:

1) сооружение - это инженерно-строительный объект;

2) собственник сооружения всегда является титульным;

3) при создании сооружение должно в установленном порядке вводиться в эксплуатацию;

4) сооружение всегда имеет назначение, которое, как правило, отражено в его наименовании.

Данные признаки применимы исключительно к сооружениям, относящимся к категории недвижимых вещей. Порядок регулирования отношений, связанных с оборотом сооружений, не отвечающих признакам недвижимости, в настоящей работе не рассматриваются.


2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК УЧАСТИЯ СООРУЖЕНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ

2.1. Сооружение как предмет гражданско-правовых отношений

2.1.1. Кадастровый учет как критерий отнесения сооружений к объектам недвижимости

Установленное Гражданским кодексом РФ требование о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реализуемое, в частности, как критерий правомерности возникающих по поводу недвижимого имущества гражданских правоотношений и действительности их результата, позволяет определить условия и порядок участия сооружений в гражданском обороте.

Описанные выше критерии отнесения сооружений к недвижимому имуществу позволяют в большинстве случаев безошибочно применять нормы гражданского права к обороту сооружений. Условия применения правила об обязательной государственной регистрации прав возможно получить при анализе норм Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее  по тексту - Закон):

1. В соответствии со ст.1 Закона кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации). Таким образом, отнесение того или иного объекта к категории недвижимого имущества возлагается на органы кадастрового и технического учета, что, как уже удалось установить, чрезвычайно затруднительно ввиду неподготовленности принятых стандартов, строительных норм и правил и иных документов, по отношению к которым нормы гражданского законодательства носят бланкетный характер.

2. Незаконченность работ по учету зданий, сооружений и их отдельных частей при государственной регистрации, в соответствии с п.2 ст.20 Закона, не допускается, то есть данное обстоятельство служит основанием для отказа в регистрации. Таким образом, само по себе отсутствие учета еще не является безусловным основанием для вывода о том, что тот или иной объект не относится к недвижимому имуществу[29]. Отказ органа, осуществляющего технический и кадастровый учет от проведения инвентаризации по той причине, что сооружение не может быть отнесено к категории недвижимого имущества при отсутствии в действующем законодательстве четких критериев определения недвижимости не может быть признан законным по умолчанию. Такой отказ может быть обжалован в суд и, как показывает практика проводимой экспертизы, любое сооружение может быть признано в качестве объекта недвижимости.

Субъективность подхода к определению критериев недвижимого имущества не позволяет чувствовать себя защищенными участникам правоотношений по отчуждению и обременению сооружений. Совершенно необходимо пересмотреть действующие технические нормативы с учетом действующего гражданского законодательства, возможно, посредством принятия стандарта – классификатора объектов недвижимого имущества, что значительно упростило бы работу органов технического, кадастрового учета и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.