Особенности гражданско-правового статуса сооружений, страница 15

Сохраняя в качестве критерия общность правового режима составляющий частей частный квалифицирующий критерий для кондоминиума - нахождение вещей на праве общей долевой собственности.

В действующем законодательстве кроме вышеуказанных исключений никак не определен правовой статус и положение комплексов вещей, что существенно затрудняет познание данной категории.

Единственное, что можно считать определенным - это рассмотрение комплекса вещей как единого объекта прав, участвующего в гражданском обороте.

Сооружения, по своей природе также (в ряде случаев) состоящие из отдельных вещей, могут входить в состав комплексов вещей.

Наибольшее развитие и закрепление комплексы вещей получили в утвержденном приказом Госстроя России от 19.09.2003г. №356 Особом порядке подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, вносимые в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги»[35] (далее по тексту - особый порядок).


2.2.2. Особенности комплексов вещей железнодорожного транспорта

Согласно особого порядка комплекс - совокупность объектов недвижимого имущества, объединенных общим назначением, организационно и технологически взаимосвязанных, выполняющих единую производственную функцию. Комплекс является объектом недвижимого имущества.

Формируются комплексы в передаточном акте, подписываемом руководителем, главным бухгалтером и скрепленном печатью организации железнодорожного транспорта. Таким образом, установлено, что состав Комплекса формируется исключительно волей собственника (либо организации, обладающей имуществом на ином вещном праве) с учетом установленного особым порядком примерного перечня объектов. Установлены обязательные реквизиты документа, определяющего состав комплекса недвижимого имущества:

1) подпись руководителя организации железнодорожного транспорта;

2) подпись главного бухгалтера;

3) оттиск печати организации железнодорожного транспорта.

В состав Комплекса, имеющего линейную протяженность, включаются сооружения и здания, технологически и организационно взаимосвязанные, предназначенные для осуществления перевозочного процесса и обеспечения функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенные в полосе отвода железной дороги в границах дистанции пути, дистанции электроснабжения, дистанции сигнализации связи. Дистанция пути включает в себя: железнодорожные пути на станциях и на перегонах в составе: верхнее строение пути (рельсы, стрелочные переводы, шпалы и т.д.); земляное полотно с дренажными водоотводами и укрепительными сооружениями; защитные лесные насаждения и другие технические средства для защиты пути от снега и песка; искусственные сооружения - мосты, тоннели и т.п.; железнодорожные подъездные пути; производственные и административные здания, служебные строения. Дистанция электроснабжения: контактная сеть, высоковольтные и низковольтные линии электроснабжения, включая трансформаторные подстанции; стационарные подстанции, тяговые и понизительные подстанции; производственные и административные здания, служебные помещения. Дистанция сигнализации и связи: сооружения связи (линии связи воздушные, кабельные, оптико-волоконные); антенно-мачтовые сооружения; производственные и административные здания, служебные строения.

В качестве комплекса на железнодорожном транспорте выступает также железнодорожный вокзал - это комплекс сооружений и устройств, расположенных на одной станции, который включает: пассажирское здание и павильоны, пассажирские платформы (с навесами и без навесов), вокзальные переходы (переходы, тоннели, мосты), малые архитектурные формы (опоры искусственного освещения, скамьи для пассажиров, урны для мусора, цветочные вазы и цветники, ограждения платформ и т.д.) и визуальную информацию.[36]