Особенности гражданско-правового статуса сооружений, страница 6

Однако, представленные в Классификаторе сооружения не могут безоговорочно рассматриваться в качестве объектов недвижимости, прежде всего, это вольеры, клетки, заборы, печи для сжигания мусора, соединительная линия связи телефонной сети и иные аналогичные сооружения по причине отсутствия связи с землей, возможности перемещения в пространстве без причинения существенного ущерба их назначению.

Пунктом 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ[20] определена возможность переноса сооружений (транспорта), при этом сохранение их назначение позволяет судить об отсутствии какого-либо ущерба. Однако данная норма не позволяет однозначно определить, что осуществляется непосредственный перенос ранее созданных объектов, а не осуществляется создание новых, аналогичных объектов. Как бы то ни было в правоприменительной практике, можно сделать вывод о том, что сооружение и объект недвижимого имущества не являются тождественными понятиями, а употребленное в понятии недвижимого имущества, закрепленного ст.130 ГК РФ, относится не ко всем видам сооружению в целом, а лишь к отдельным его видам, прежде всего тем, в составе которых находятся иные объекты недвижимости (здания, строения и т.п.).

1.3. Виды сооружений

Проблему дефиниции сооружения возможно было бы разрешить при наличии их классификации. Определение области применения понятия сооружения стало бы исключительно формальным, доведенным до автоматизма - соответствие той или иной вещи сооружению, отраженному в классификаторе. Однако и такой способ определения недоступен. До настоящего времени отсутствует единая, согласованная между различными ведомствами и применяемая повсеместно система классификации недвижимых вещей, а в особенности - сооружений. Вот лишь некоторые из многочисленных попыток их классификации:

1. В соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утв. Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990г. №1072[21] сооружения по признакам целевого использования в основной производственной деятельности подразделяются на:

Нефтяные и газовые скважины

Нефтяные, нагнетательные и контрольные скважины

Газовые и газоконденсатные скважины

Скважины подземных хранилищ газа, подземные хранилища нефти в отложениях калийной соли

Обвязочные трубопроводы и шлейфы скважин

Гидротехнические сооружения

Плотины бетонные, железобетонные, каменные, земляные; тоннели, водосливы и водоприемники, отстойники, акведуки, лотки, дюкеры и водопроводящие сооружения, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения, напорные трубопроводы и уравнительные резервуары; деривационные каналы, напорные бассейны ГЭС и ГАЭС; шлюзы судоходные и судоподъемники; дамбы, ограждающие земляные без облицовки

Берегоукрепительные и берегозащитные сооружения железобетонные, бетонные, каменные, и еще 272 наименования. Причем классификация сооружений производится по столь узким отличительным признакам, что неизбежна утеря для целей классификации целого ряда сооружений. Кроме того, основным недостатком представленной классификации является необходимость постоянного ее пополнения в связи с развитием научно-технического прогресса и появлением все новых сооружений, призванных выполнять специфические задачи.

Следующим недостатком представленной классификации является отсутствие разделения на сооружения и их комплексы.

2. Общеправовой классификатор отраслей законодательства, утв. Указом Президентом РФ от 16.12.1993г. №2171[22] рассматривает два вида сооружений:

Системы инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций;

Спортивные сооружения.

Понятны основания для такого вида обобщения. При этом остается только догадываться, что под инженерными сооружениями смогут подразумеваться все виды сооружений, как встроенных, так и самостоятельных в жилищной, природоохранительной и иных сферах. Для целей научного исследования такая классификация использоваться не может, как впрочем, учитывая историю и тенденцию развития российского законодательства, и в той узкой области классификации отраслей законодательства, поскольку ни одного нормативного акта, посвященному собственно сооружениям, российское законодательство не знает.