Происхождение общественных классов на островах Тонга

Страницы работы

88 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ КЛАССОВ НА ОСТРОВАХ ТОНГА*

1

Многочисленные острова Океании представляют собой в настоящее время колонии империализма. Их формальный политический статус различен: там есть и собственно колонии, и подопечные территории, и просто территории, и морские юрисдикции, и доминионы, и кондоминиумы... На деле — все это страны, в той или иной форме порабощенные империализмом. Многие из них являются ареной борьбы между крупными державами: США, Британской империей, Францией.

Особое место занимает в числе островов Океании архипелаг Тонга (18–22° ю. ш., 173–176° в. д., общая поверхность 997 км2, население около 52 тыс. чел.). Этот архипелаг, как и многие другие, входит в систему Британской империи, но на правах протектората, в качестве особого «королевства Тонга». Действительно, на островах до сих пор сохранилась местная королевская династия: там царствует сейчас королева Шарлотта (по местному произношению Салоте), отпрыск древних аристократических фамилий.

Можно ли считать простой случайностью это сохранение единственного туземного королевства среди простых колоний, управляемых британской или американской администрацией? Никоим образом. Перед нами вполне закономерный результат развития на островах Тонга своеобразного общественного строя. Забегая вперед, скажем, что на Тонга в полной силе сохранилось господство старой земельной аристократии, которая при поддержке британского империализма доныне удерживает свои экономические и политические позиции. Эта феодальная по своей природе знать и составляет классовую основу королевства Тонга.

Как же сложился этот своеобразный общественный строй на Тонга? Вопрос этот чрезвычайно интересен, и не только потому, что решение его позволяет понять современное политическое положение на данном архипелаге. Нет, значение вопроса гораздо шире: исследуя его, мы можем заглянуть глубоко в тайны исторического процесса, в ходе которого первобытно-общинный строй, разлагаясь, давал начало классовому строю общества.

2

Энгельс, исследуя, формы разложения первобытно-общинного родового строя и происхождение классов и государства, выделил, как известно, три основные формы этого процесса, которые он проиллюстрировал на конкретных примерах древних Афин, Рима и древних германцев. Пример Афин он признал «самой чистой, наиболее классической формой» по той причине, что «здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества»[1]. В Афинах государство возникло «в чистом виде, без всякого вмешательства внешнего или внутреннего насилия»[2]. Это, как известно, все же довольно редкий в истории случай, но тем важнее он для исторической науки — для понимания самого механизма распада певобытно-общинного строя.

В Афинах государство образовалось как орган власти сложившегося господствующего класса рабовладельцев. Этим господствующим классом стала старая родовая знать, «благородные» (эвпатриды), которые уже в гомеровскую эпоху занимали влиятельное, хотя еще не абсолютно господствующее, положение в обществе. Превращение этих благородных в командующий рабовладельческий класс — процесс, хорошо изученный историками и прекрасно охарактеризованный Энгельсом. Но остается одна неясная сторона в этом процессе — его начальный этап: остается неясным, каким образом выделилась в ходе разложения родового строя родовая аристократия? Как происходило обособление ее от массы сородичей, как начала она противопоставлять себя этой массе? У греков эта начальная стадия процесса разложения первобытной общины происходила в отдаленные, «догомеровские» времена, не освещаемые никакими письменными или иными источниками.

Здесь-то на помощь и приходит этнографический материал, касающийся тех народов, у которых разложение первобытно-общинного строя происходило в новейшее время, как бы на глазах исследователей. Особую ценность представляют, в частности, сведения об общественном строе коренного населения Полинезии, в том числе тонганцев. Дело в том, что на небольших уединенных островках и архипелагах Полинезии процесс общественного развития происходил в значительной мере в силу чисто внутренних причин, при минимальном воздействии каких-либо внешних факторов — завоеваний и т.п.

Важно отметить и то, что процесс этот шел на островах Тонга, как и на других островах Полинезии, сравнительно недавно и ранние его этапы восстанавливаются довольно ясно по местным преданиям, которые у полинезийцев вообще очень многочисленны и точны, а частично — на сравнительном материале соседних и родственных меланезийцев; более поздние же этапы зафиксированы сообщениями непосредственных наблюдателей.

3

Предания тонганцев с точным перечислением имен предков восходят примерно до Х в. По этим преданиям можно восстановить важнейшие события, происходившие на островах, и приблизительно их датировать. Письменности своей на островах Тонга, однако, не было, как не было ее и на других архипелагах Океании; даже знаменитое письмо о. Пасхи, сохранившееся в столь скудных остатках, до сих пор еще не может служить настоящим историческим источником.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Статьи
Размер файла:
285 Kb
Скачали:
0