Происхождение общественных классов на островах Тонга, страница 27

[38] По словам Маринера, бóльшая часть ремесленников принадлежала к рангу муа. Лишь немногие из матабуле занимались ремеслами и только самыми «почетными»; с другой стороны, простые туа допускались только к некоторым ремесленным профессиям — их принуждали заниматься прежде всего земледелием, а также обслуживать знать в качестве поваров и цирюльников (J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 87–90).

[39] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 114–115.

[40] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 15.

[41] E. and P. Beaglehole, Указ. раб., стр. 83.

[42] Остатки материнского права — даже, можно сказать, матриархата — на островах Тонга вообще заметнее, чем на других архипелагах Полинезии. Некоторые черты материнского права, отсутствующие в Восточной Полинезии, сближают тонганцев и самоанцев с их соседями с запада — фиджийцами и прочими меланезийцами. Сюда относится, например, обычай, предоставляющий сыну сестры (фаху, у фиджийцев вазу) особые права по отношению к своему дяде по матери: он может брать его имущество и пр. Этот обычай (типа авункулата) свидетельствует о большом значении материнского родства. Другой подобный обычай (типа аталычества) — отдача ребенка на воспитание в чужую семью — чаще опять-таки встречается в форме отдачи его в семью брата матери; воспитательницами усыновленных были обычно женщины. Далее все наблюдатели отмечают очень влиятельное положение женщин в семье и общественной жизни у тонганцев. Женщины пользовались большим уважением, держались с достоинством. Интересно, что в землевладельческих работах женщины на Тонга не участвовали (в этом отношении тонганцы стояли особняком среди всех остальных обитателей Океании) — их занятиями было плетение циновок, изготовление тапы и т.п. Однако отстранение женщин от земледельческих работ отнюдь не означало, как это принято считать, понижения их общественного положения. Напротив, тонганцы видели в этом знак уважения к женщине, потому что грубая и тяжелая полевая работа, по их мнению, непригодна для слабого пола и лишает дам присущей им женственности. (J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 287–289).

[43] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 17.

[44] Там же, стр. 20.

[45] Там же, стр. 17.

[46] Там же, стр. 18.

[47] J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 84.

[48] Там же.

[49] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 19–20.

[50] Следует отметить, что у тонганцев сохранились и следы родовой организации — ее пережитки, однако пережитки, в сильнейшей степени модифицированные классовыми различиями. У тонганцев сохранились аристократические патрилинейные фамилии, по-тонгански называемые «хаа», что передается условно английским словом «lineages». Каждая такая хаа имеет свое наследственное имя, и в этом смысле она как будто близка к родовой организации; но существенное различие состоит в том, что носителем имени хаа является в каждый момент только одно лицо — старший представитель данной семьи; после его смерти титул этот переходит к его старшему сыну или следующему по старшинству брату и т.д. — нечто отдаленно аналогичное передаче аристократических титулов в средневековой Англии (E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 234 сл.).

[51] J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 84–87.

[52] E.W. Gifford, Указ. раб., стр.19–20.

[53] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 124, 181; E. and P. Beaglehole, Указ. раб., стр. 25.

[54] J. Martin, Указ. раб., т. І, стр. 146–147, 226–228 сл. Аналогичный факт отметил несколько раньше (1793) Лабиллярдьер (см. Labillardiére, Указ. раб., стр. 123, 125–126, 162–163).

[55] J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 81–82.

[56] Там же, стр. 78–79, 196–204.

[57] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 79–82.

[58] J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 75–80, 136.

[59] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 81.

[60] Дж. Фрэзер, Золотая ветвь, вып. 2, Л., 1928, стр. 18–21.

[61] J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр.134–136.

[62] Те Ранги Хироа, Мореплаватели солнечного восхода, М., 1950, стр. 244–245; E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 52, 349.

[63] Те Ранги Хироа, Указ. раб., 14–15. Мы оставляем здесь без рассмотрения новую теорию заселения Полинезии (из Америки), предложенную Тором Хейердалем (см.: Th. Heyerdahl, American Indians in the Pacific, 1952). Возможно, что проверка этой теории заставит внести некоторые поправки в изложенные соображения об истории заселения островов Тонга, но для основной нашей проблемы этот вопрос не имеет существенного значения.