[38] По словам Маринера, бóльшая часть ремесленников принадлежала к рангу муа. Лишь немногие из матабуле занимались ремеслами и только самыми «почетными»; с другой стороны, простые туа допускались только к некоторым ремесленным профессиям — их принуждали заниматься прежде всего земледелием, а также обслуживать знать в качестве поваров и цирюльников (J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 87–90).
[39] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 114–115.
[40] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 15.
[41] E. and P. Beaglehole, Указ. раб., стр. 83.
[42] Остатки материнского права — даже, можно сказать, матриархата — на островах Тонга вообще заметнее, чем на других архипелагах Полинезии. Некоторые черты материнского права, отсутствующие в Восточной Полинезии, сближают тонганцев и самоанцев с их соседями с запада — фиджийцами и прочими меланезийцами. Сюда относится, например, обычай, предоставляющий сыну сестры (фаху, у фиджийцев вазу) особые права по отношению к своему дяде по матери: он может брать его имущество и пр. Этот обычай (типа авункулата) свидетельствует о большом значении материнского родства. Другой подобный обычай (типа аталычества) — отдача ребенка на воспитание в чужую семью — чаще опять-таки встречается в форме отдачи его в семью брата матери; воспитательницами усыновленных были обычно женщины. Далее все наблюдатели отмечают очень влиятельное положение женщин в семье и общественной жизни у тонганцев. Женщины пользовались большим уважением, держались с достоинством. Интересно, что в землевладельческих работах женщины на Тонга не участвовали (в этом отношении тонганцы стояли особняком среди всех остальных обитателей Океании) — их занятиями было плетение циновок, изготовление тапы и т.п. Однако отстранение женщин от земледельческих работ отнюдь не означало, как это принято считать, понижения их общественного положения. Напротив, тонганцы видели в этом знак уважения к женщине, потому что грубая и тяжелая полевая работа, по их мнению, непригодна для слабого пола и лишает дам присущей им женственности. (J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 287–289).
[43] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 17.
[44] Там же, стр. 20.
[45] Там же, стр. 17.
[46] Там же, стр. 18.
[47] J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 84.
[48] Там же.
[49] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 19–20.
[50] Следует отметить, что у тонганцев сохранились и следы родовой организации — ее пережитки, однако пережитки, в сильнейшей степени модифицированные классовыми различиями. У тонганцев сохранились аристократические патрилинейные фамилии, по-тонгански называемые «хаа», что передается условно английским словом «lineages». Каждая такая хаа имеет свое наследственное имя, и в этом смысле она как будто близка к родовой организации; но существенное различие состоит в том, что носителем имени хаа является в каждый момент только одно лицо — старший представитель данной семьи; после его смерти титул этот переходит к его старшему сыну или следующему по старшинству брату и т.д. — нечто отдаленно аналогичное передаче аристократических титулов в средневековой Англии (E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 234 сл.).
[51] J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 84–87.
[52] E.W. Gifford, Указ. раб., стр.19–20.
[53] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 124, 181; E. and P. Beaglehole, Указ. раб., стр. 25.
[54] J. Martin, Указ. раб., т. І, стр. 146–147, 226–228 сл. Аналогичный факт отметил несколько раньше (1793) Лабиллярдьер (см. Labillardiére, Указ. раб., стр. 123, 125–126, 162–163).
[55] J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 81–82.
[56] Там же, стр. 78–79, 196–204.
[57] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 79–82.
[58] J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 75–80, 136.
[59] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 81.
[60] Дж. Фрэзер, Золотая ветвь, вып. 2, Л., 1928, стр. 18–21.
[61] J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр.134–136.
[62] Те Ранги Хироа, Мореплаватели солнечного восхода, М., 1950, стр. 244–245; E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 52, 349.
[63] Те Ранги Хироа, Указ. раб., 14–15. Мы оставляем здесь без рассмотрения новую теорию заселения Полинезии (из Америки), предложенную Тором Хейердалем (см.: Th. Heyerdahl, American Indians in the Pacific, 1952). Возможно, что проверка этой теории заставит внести некоторые поправки в изложенные соображения об истории заселения островов Тонга, но для основной нашей проблемы этот вопрос не имеет существенного значения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.