Происхождение общественных классов на островах Тонга, страница 7

7

А что они отошли в прошлое уже достаточно давно, об этом свидетельствуют два факта, которые могут служить косвенным подтверждением резкости классовых противоречий в тонганском обществе и подтверждением того, что эти противоречия родились не со вчерашнего дня. Речь идет об отражении классовых противоречий в языке и религиозных верованиях.

В тонганском языке классовый строй общества отразился очень наглядно: ряд понятий выражается в этом языке разными словами в зависимости от того, относятся ли они к простым общинникам или к вождям; разговаривает ли человек с лицом равным ему по рангу, с высшим или с низшим. Тонганский язык заключает в себе поэтому по три параллельных слова для каждого из таких понятий: одни относятся к простому народу, другие к средним вождям, третьи к высшим вождям. Например, глагол «бежать» передается в первом случае словом «пуна», во втором — «леле», в третьем — «тофуси»; «спать» — в первом случае словом «мохе», во втором — «тока», в третьем — «тофа». Понятие «голова» передается в этих трех случаях словами «улу», «фофонга» и «ланги»; «мертвый» — «мате», «пекиа» и «хала»; «больной» — «фокоутуа», «тенгетанге» и «палухи» и т.д.[32]

Подобное явление встречается, как известно, и в некоторых других языках, например, в яванском, японском. Оно не совсем чуждо и европейским языкам. К «классовым языкам» Марра это явление не имеет никакого отношения, но факт отражения в языке классовых противоречий свидетельствует о достаточно резком их обострении в обществе.

В религиозных верованиях тонганцев классовые различия тоже отразились очень характерным образом. Их старый пантеон богов и духов почти в точности воспроизводил структуру тонганского общества. Во главе пантеона стояли великие боги — имена их знали только вожди и жрецы, простой народ не имел к ним никакого отношения. Вторую категорию богов составляли души умерших вождей, сохранившие по смерти свой земной ранг; третью категорию — души умерших матабуле. Ниже их шли прислужники богов, еще ниже — мелкие злые духи и пр.[33]

Очень интересно представление тонганцев о загробном мире, отмеченное Маринером. Этот загробный мир, оказывается, составлял удел только знати: души вождей, матабуле, муа отправлялись в царство душ, занимая там место, соответствующее их рангу; души же простых людей — туа — погибали сразу после смерти[34]. Трудно найти более яркий пример прямого отражения классовой структуры общества в религиозных представлениях[35].

8

Итак, на островах Тонга уже в конце XVIII в. существовали общественные классы: крупные землевладельцы-вожди и зависимые земледельцы (туа), держатели земли. Каким образом сформировались эти группы? Какими путями шло разложение первобытных родовых общин, которое привело к появлению этих противостоящих друг другу общественных классов?

Основным условием, которое сделало возможным классовое расслоение в тонганском обществе, выделение господствующего класса землевладельцев, было развитие производительных сил. Наиболее существенным его проявлением было начавшееся общественное разделение труда: производительность земледельческого труда достигла такого уровня, что стало возможным отделение ремесленного труда от земледельческого.

Отделение ремесла от земледелия на Тонга, как и на других островах Полинезии, существовало уже издавна: высокоразвитое мастерство в ряде производств требовало профессиональной выучки, — отсюда наследственность многих ремесленных профессий. Они были весьма неодинаковы по своему социальному престижу и были связаны с определенными общественными рангами.