Происхождение общественных классов на островах Тонга, страница 22

Жители Маркизских островов стояли едва ли намного выше по своему развитию, чем маори. Природа на Маркизских островах сравнительно не богата, осадков выпадает мало, нередки засухи. Земледелие было слабо развито; главной пищей служили плоды хлебного дерева. У маркизцев была столь же резко, как у маори, выражена племенная раздробленность: на о. Нукагива было известно до 20 племен, на Хиваоа — 17, на Фатухива — 6 и т.д. Племена находились между собой то в дружественных, то во враждебных отношениях. Племя делилось на большие патриархальные семьи (рода не было). Земли принадлежали общинам. Внутри патриархальных семей намечался раскол на старшую, более знатную ветвь — «акаики» — и младшую ветвь —«кикино». Между людьми той и другой ветви были строго иерархические отношения (как на Тонга), но резкой грани между ними не было, и все дело было в старшинстве: из детей акаики только один старший — сын или дочь — наследовал его ранг и считался акаики, все другие дети были кикино. Намечалось общественное разделение труда: выделялась группа ремесленников, работавших на заказ. Во главе племен стояли вожди — главы самых крупных семейных общин; некоторые источники называют их «королями», но власть их была не велика. Им принадлежало, однако, преимущественное право распоряжаться землей и ее плодами, и таким образом общинное землевладение шло к упадку. Существовали рабы («ногуа») — военнопленные и их потомки; однако был и обычай приносить пленных в жертву — знак того, что рабство не было развито.

Нечто сходное было и на островах Туамоту. Эти мелкие и довольно скудные острова делились на еще более мелкие округа, где жили независимые друг от друга общины. Земельная собственность была здесь общинной. Главы больших семей собирались на сходки для обсуждения общественных дел, но решали дело вожди. Были случаи выделения и верховных вождей («арики нуи»), но власть их была кратковременной.

Более высокой ступени развития достигло общество самоанцев. Природа Самоа богаче и разнообразнее. Земледелие давало здесь высокие урожаи без большой затраты труда, поэтому уровень земледельческой культуры оставался сравнительно невысоким. Выделилось ремесло: ремесленники работали на заказ, однако имелись — в большей степени, чем на других архипелагах, — и зачатки обмена; роль всеобщего эквивалента начинали играть искусно сплетенные циновки.

Племенные деления у самоанцев исчезли, сменившись чисто территориальными, родовые группы — большими семьями и сельскими общинами. Сельская община была — и доныне остается — важнейшей социальной единицей. Земельная собственность считалась общинной, но фактически ею распоряжался господствующий слой знати — «матаи», распадавшийся на два иерархических ранга: вождей — «алии» и глав семейно-родовых групп — «тула-фале». Рабство на Самоа было более развито, чем на других архипелагах. Рабы — «тангата-тауа» состояли из военнопленных и из захваченных на войне женщин.

На Самоа сохранились, в отличие от Тонга, и следы демократических порядков; общинные советы — фоно, в которых участвовали все свободные общинники, были местом обсуждения и решения общественных дел, а не только, как на Тонга, формой для опубликования приказов вождей.

Соперничавшие между собой вожди стремились подчинить себе большие округа, целые острова. Дело шло к объединению всего архипелага, как это было и на Тонга, тем более что история обоих архипелагов частично переплеталась: известны факты покорения самоанскими вождями тонганцев и тонганскими — самоанцев. Но большая архаичность общественного строя не давала почвы для прочных объединений.

Как видим, на всех этих архипелагах общественных строй представлял собой во многих отношениях более архаические формы, чем на Тонга. Выше тонганцев по уровню общественного развития стояли таитяне и гавайцы.