Происхождение общественных классов на островах Тонга, страница 21

Поэтому пищевой режим островитян весьма неудовлетворителен. По данным того же обследования деревни Пангаи, только один человек из всей деревни может купать и потреблять дешевые мясные консервы — это школьный учитель, получающий вдобавок к своему наделу денежную заработную плату[95]. Остальные вынуждены довольствоваться малопитательной пищей со своих огородов, вроде таро, зеленых бананов, которые надо есть в больших количествах, чтобы насытиться. Авторы обследования не могут не признать, что пищевой режим тонганцев невозможно улучшить без коренного изменения всей системы экономики Тонга[96].

Это значит, что даже в условиях благодатной тропической природы население одного из самых плодородных архипелагов, где прежде все дышало изобилием, притом население не обезземеленное, сохранившее свои наделы, все же низведено капиталистической системой до жалкого полуголодного существования. Не забудем, что все это относится к предвоенным, относительно благополучным годам. По новейшим сведениям, и само земледелие тонганцев находится в запущенном состоянии. Даже свой маленький клочек земли крестьянин не может удовлетворительно обработать, удобрить землю ему нечем (удобрения дороги), и почва истощается[97].

По некоторым новым данным, в последние годы, при относительно высоких ценах на копру, положение тонганских земледельцев рисуется более благоприятным[98], но едва ли можно считать его устойчивым в эпоху общего кризиса империализма.

16

Для того чтобы лучше уяснить себе, в чем состояло своеобразие общественного развития тонганцев и что было в этом развитии типичного, полезно сопоставить хотя бы кратко результаты проделанного нами исследования с параллельными фактами, относящимися к другим частям Полинезии. В развитии социального строя всех полинезийцев много общего. Но неравномерность исторического развития на разных островах Полинезии привела к тому, что на отдельных архипелагах представлены были как бы разные этапы одного и того же процесса. Если расположить важнейшие архипелаги Полинезии, конечно, грубо схематически, в порядке восходящих стадий исторического развития коренного населения, то получится примерно такой ряд: Новая Зеландия — Маркизские острова — Туамоту — Самоа — Тонга — Таити — Гавайи.

Общественный строй маори Новой Зеландии представлял собой перед приходом европейцев наиболее архаическую картину по всей Полинезии (если не считать мелких островов Тикопии, Онтонг-Джава и др.); черты архаизма сохранились здесь частично поныне. Маори жили племенами (иви), и взаимная замкнутость и рознь племен не вполне исчезли даже и теперь. Племя делилось на кровнородственные группы (хапу), однако не экзогамные и с двухсторонним счетом родства, — значит не типичные роды. Хапу делились на ванау — большие семьи, основные экономические ячейки. Частной земельной собственности не было — свободных земель было еще много, и земля принадлежала племени и хапу, но находилась в пользовании больших семей. Коллективизм господствовал и в производстве, и в распределении. Имущественное расслоение едва намечалось. Ремесло лишь начало выделяться. Господствующее положение занимали арики — вожди, главари старших и знатных семей; они же выступали и как жрецы. Ниже их был более многочисленный слой рангатира (члены младших ветвей тех же семейно-родственных групп — хапу). Рангатира и составляли основную массу общинников. Расслоение семейно-родовых групп на старшую и младшую ветви еще не успело у маори зайти так далеко, как у тонганцев, потому что земельная собственность еще оставалась здесь общинной. Низший слой общества составляли рабы — военнопленные иноплеменники. Владели ими только вожди — арики, но рабство было патриархальным.