Происхождение общественных классов на островах Тонга, страница 25

Выделялась старшая генеалогическая ветвь родовой группы. Распадение семейно-родовых групп на старшую и младшую генеалогические ветви — общее явление, прослеживаемое у всех полинезийцев и микронезийцев, хотя не везде в одинаковых формах; оно известно и у многих народов других частей света. Нельзя, разумеется, сводить именно к этому самый процесс разложения родового строя, — такой взгляд был бы грубо механическим пониманием этого сложного процесса. Но одним из его проявлений, отчасти внешним, но особенно наглядным, было именно распадение родовой общины на старшую и младшую ветви. Вероятно, этот процесс начался еще в древности, в пределах существовавшей собственно родовой общины, внутри каждой общины. Но у полинезийцев род, как цельная община, не сохранился; он уже давно, вероятно в ходе расселения по островам, т.е. в І тысячелетии, распался на большие, а местами, как на Тонга, и на малые семьи. Генеалогическое старшинство стало исчисляться между этими отдельными семьями: у самоанцев между большими семьями, у тонганцев — между малыми. Строгое проведение генеалогического майоратного принципа, проникающего и внутрь малой семьи, в ходе поколений приводило к все большему нарастанию дистанции между старшими (родовитыми, благородными, знатными) и младшими (простыми, незнатными) семьями; между ними сохранялась фикция родства, но на деле выделявшаяся «благородная» верхушка превращалась в господствующий класс. Перед нами полная аналогия с выделением эвпатридских фамилий в древней Аттике, патрицианских — в Риме. Основу этого превращения составлял захват земли как основного средства производства выделяющейся аристократической верхушкой; масса населения (рядовые общинники) превращалась в зависимых земледельцев, держателей земли.

Военные столкновения играли в этом процессе, как сказано, весьма подчиненную роль. Даже усиление военных вождей в конце XVIII в., захват ими политической власти, не нарушили общего хода развития. Это усиление лишь привело к политической концентрации власти, но социально-экономическая основа ее оставалась прежней: крупное землевладение знати и поземельная зависимость непосредственных производителей, общинников-крестьян.

Из всего сказанного видно, что общественное развитие на островах Тонга было направлено, в отличие от древних Афин и от Рима, к образованию феодального строя. Рабство не играло существенной роли в этом развитии. Нет прямых и бесспорных указаний источников даже на существование рабов вплоть до начала ХІХ в. Позже, в годы войн первой половины ХІХ в., рабы-военнопленные, вероятно, существовали, но и в этот период рабство едва ли имело какое-либо существенное значение.

Следует отметить, что и на других островах Полинезии рабство не достигало значительного развития, хотя местами — на Новой Зеландии, Таити, Гавайях — рабы были.

Таким образом, можно считать, что, хотя ход разложения родового строя на Тонга во многом напоминает ту классическую форму этого процесса, какую Энгельс отмечал в древних Афинах, — результат процесса в данной конкретной исторической обстановке получился совсем иной: образование не рабовладельческого, а ранне-феодального строя.

Впрочем, многочисленные факты, относящиеся к разным странам и народам (Африка, Центральная Азия, древний Восток и др.), показывают, что ранние стадии развития рабовладельческих и феодальных отношений нередко очень сходны между собой; различить ранне-рабовладельческий уклад от ранне-феодального далеко не всегда возможно.

Впоследствии внутреннее развитие общественного строя на Тонга, развитие товарно-денежных отношений в связи с торговлей с европейцами, политическое объединение островов под властью местной королевской династии, прогрессивные реформы Тубоу І 1860-х годов — все это знаменовало собой постепенное разложение феодального строя и переход к капитализму. Но вмешательство британских колонизаторов во внутренние дела Тонга, в частности реакционные мероприятия министра-миссионера Бекера в 1880-х годах, затормозили естественный ход развития социального строя тонганцев. Реставрация и укрепление власти земельной знати — вот условие сохранения до сих пор на Тонга своеобразной феодальной монархии под британским протекторатом.

Примечания



* Впервые статья опубликована в журнале «Сов. этнография». 1958. № 1.