Происхождение общественных классов на островах Тонга, страница 28

[64] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 349.

[65] Там же.

[66] Те Ранги Хироа, Указ. раб., стр. 244.

[67] Отчасти так склонен толковать этот миф Р. Вильямсон (R. Williamson, The socialand political systems of Central Polinesia, тт. 1–3, Cambridge, 1924, т. 1, стр. 141).

[68] Те Ранги Хироа, Указ. раб., стр. 250 и фото 39 и 40; E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 52–53.

[69] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 54–55; Те Ранги Хироа, Указ. раб., стр. 247.

[70] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 54; Те Ранги Хироа, Указ. раб., стр. 246–247.

[71] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 82–85.

[72] Предание рассказывает, что мотивом для этой передачи светской власти брату было то, что Кауулуфонуа был угнетен убийством его отца (там же, стр. 85). Очень возможно, что это предание близко к истине: Такалауа был уже третьим туи-тонга, павшим от рук убийц (незадолго перед ним погибли таким же образом 19-й и 22-й туи-тонга), и это грозное предостережение вполне могло отбить у его сына и наследника вкус к столь опасной должности и понудить его постараться от нее избавиться. Он сделал это довольно удачно.

[73] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 86–91.

[74] J. Martin, Указ. раб., т. І, стр. 66–81.

[75] Там же, т. ІІ, стр. 1–3.

[76] Dumont d’Urville, Voyage pittoresque autour du monde, Paris, 1834, т. 2, стр. 65–66.

[77] K. Williamson, The socialand political systems of Central Polinesia, т. І, стр. 134.

[78] Н.Н. Миклухо-Маклай, Собр. соч., т. 2, стр. 624–626.

[79] Через два года Бекер вернулся на Тонга, но жил там уже на правах частного лица; он умер на Хаапаи в 1903 г. (J.S. Neill, Ten years in Tonga, London, 1955, гл. 10).

[80] В 1924 г. королева Шарлотта попыталась объединить соперничавшие христианские церкви, но в результате лишь прибывила к прежним церковным группам еще одну. Сейчас на Тонга существуют следующие христианские церкви: Free Wesleyan Church of Tonga, Free Church of Tonga, Church of Tonga, католическая церковь и несколько других более мелких (E. and P. Beaglehole, Указ. раб., стр. 126).

[81] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 171–172. Ср. L.A. Mander, Some dependent peoples of the South Pacific, N.Y., 1954, стр. 355.

[82] По позднейшему сообщению британского «агента и консула» Нейла, король при открытии парламента 1875 г. (Бекер был тогда еще не премьером, но всевластным миссионером) заявил, что земли надо раздать потомкам старых знатных фамилий (J.S. Neill, Указ. раб., стр. 146–147).

[83] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 172, рис. на стр. 173; L.A. Mander, Указ. раб., стр. 357.

[84] «Сolonial Office. Report on Tonga for the years 1952–1953», London,1954, стр. 9.

[85] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 8.

[86] E. and P. Beaglehole, Указ. раб., стр. 17.

[87] Там же, стр. 18.

[88] J.S. Neill, Указ. раб., стр. 148.

[89] E. and P. Beaglehole, Указ. раб., стр. 17.

[90] Там же, стр. 61.

[91] J.S. Neill, Указ. раб., стр. 148–149; C. Simkin, Modern Tonga, «The New Zealand Geographer», 1945, т. І, № 2, стр. 105.

[92] C. Simkin, Указ. раб., стр. 105.

[93] E. and P. Beaglehole, Указ. раб., стр. 18.

[94] Там же, стр. 61.

[95] Там же, стр. 54.

[96] Там же, стр. 56. Ср. L.A. Mander, Указ. раб., стр. 370.

[97] L.A. Mander, Указ. раб., стр. 366–367.

[98] C. Simkin, Указ. раб., стр. 108–109, 117 сл.

[99] Маркс иронически резюмирует сущность этой «теории» следующим образом: «В незапамятные времена существовала, с одной стороны, кучка трудолюбивых, разумных и прежде всего бережливых избранников и, с другой стороны, масса лентяев, оборванцев, прокучивавших все, что у них было, и даже больше того... Так случилось, что первые накопили богатство, а у последних, в конце концов, ничего не осталось для продажи, кроме их собственной шкуры. Со времени этого грехопадения ведет свое происхождение бедность широкой массы, у которой, несмотря на весь ее труд, все еще нечего продать кроме себя самой, и богатство немногих, которое постоянно растет, хотя они давным-давно перестали работать» (К. Маркс, Капитал, т. І, Госполитиздат, 1952, стр. 718).