Происхождение общественных классов на островах Тонга, страница 2

Письменные известия об островах Тонга появляются со времени открытия этих островов европейскими мореплавателями. Первыми побывали здесь голландцы Лемэр и Скоутен (1616), за ними голландец же Абель Тасман (1643). Затем после более чем столетнего перерыва острова посетили английские моряки Уоллис (1767) и Кук (1773–1774 и 1777 гг.). Кук дал первое, хотя и краткое их описание и назвал их, за гостеприимство и мирные обычаи, «Островами Дружбы» (Friendly Islands). Вскоре у берегов Тонга побывал (1787) французский мореплаватель Лаперуз (плавание которого закончилось трагической гибелью), а затем Д’Антрекасто и Лабиллярдьер (1783)[3].

С конца XVIII в. в водах Тихого океана все чаще стали появляться корабли европейских торговцев, иной раз и пиратов, реже — военные суда. Одно из английских военных судов — корабль «Порт-о-Прэнс», действовавшее против Испании, во время стоянки у берегов Тонга (1806) было вследствие легкомыслия капитана и экипажа захвачено островитянами. В числе взятых ими в плен англичан был 15-летний Уильям Маринер, секретарь (клерк) капитана. Способный и наблюдательный юноша прожил на островах четыре года, находясь под покровительством короля Финоу и его семьи; он хорошо изучил местный язык, был свидетелем и даже участником многих событий, происходивших за это время. Островитяне ничего не скрывали от своего пленника, к которому относились дружелюбно. Впоследствии они отпустили его на попутном китобойном судне на родину (1810). Вернувшись в Англию, Маринер частью записал, частью рассказал устно свои впечатления и воспоминания о пребывании на Тонга своему другу Джону Мартину, который и издал эти воспоминания[4]. Сообщения Маринера представляют собой прекрасный, хотя во многих отношениях, конечно, неполный источник для изучения общественного строя тонганцев.

После отъезда Маринера прерывается сплошная нить повествования о событиях на островах Тонга. Через 17 лет острова посетил французский капитан Дюмон-Дюрвиль (1827); его сообщения отчасти заполняют этот пробел.

События, происходившие на островах после этого, в течение ХІХ и начала ХХ в., известны по сообщениям случайных путешественников, по отчетам миссионеров, по официальным актам, по устным рассказам островитян. Одним из интересных сообщений, относящимся к 1880-м годам, обязаны мы Н.Н. Миклухо-Маклаю, который, хотя сам и не был на Тонга, но в свою последнюю поездку в Австралию (1887) собрал через местную прессу сведения о жестокой борьбе между островитянами и миссионерами, вызванной деятельностью последних[5].

В новейшее время обстоятельное описание общественного устройства островитян Тонга составил Эдуард Гиффорд, участник экспедиции гавайского «Музея Бишопа». Гиффорд провел на островах девять месяцев (1920–1921) и собрал обильный материал как по современному быту островитян, так и по их преданиям о прошлом[6]. Некоторым дополнением к материалам Гиффорда могут служить записи супругов Эрнеста и Пирл Биглхол (1938–1939), монографически обследовавших деревню Пангаи на самом северном острове архипелага — о. Вавау[7]. Есть и еще несколько новых сообщений, касающихся о-вов Тонга.

Важнейшими источниками для изучения социального строя островитян Тонга являются, таким образом, описания Маринера и Гиффорда. Разделенные более чем столетним промежутком, они прекрасно дополняют друг друга. Данные обоих авторов, правда, кое в чем расходятся, и эти расхождения не всегда объясняются переменами, происшедшими за столетие, — отчасти они говорят и о неточности и пробелах в сообщениях того или другого наблюдателя. Но вместе с прочими перечисленными выше источниками сведения Маринера и Гиффорда дают возможность нарисовать примерную картину развития общественного строя жителей Тонга на протяжении почти двух столетий, а частью и проникнуть глубже в их историческое прошлое.

4