Происхождение общественных классов на островах Тонга, страница 14

Легенду о божественном происхождении туи-тонга. сменившего эту династию потомков червей, можно толковать двояко. Можно думать, что это отголосок пришлого происхождения династии туи-тонга, основатель которой, быть может выходец из какой-то другой области Полинезии, покорил местное население и лишил власти местных вождей: на такое толкование как будто наводит имя небесного отца первого туи-тонга, бога Тангалоа. Дело в том, что это единственное из племен общеполинезийских великих богов, сохранившееся в тонганском пантеоне, — другие представители общеполинезийского пантеона (Ронго, Ту, Тане) здесь не известны; нельзя ли в приведенном мифе видеть указание на то, что Ахоеиту, первый туи-тонга, был почитателем Тангалоа, т.е. выходцем из тех частей Полинезии, где чтили этих общеполинезийских богов?[67] Но возможно и другое, более простое толкование: миф о небесном отце первого туи-тонга был, очень вероятно, сочинен впоследствии с понятной целью возвысить этих носителей священной власти над простыми людьми — потомками червей. При таком, более правдоподобном толковании отпадает надобность в гипотезе о «военном» происхождении власти туи-тонга.

12

История Тонга, начиная с середины Х в., освещается довольно подробными преданиями, относящимися к отдельным туи-тонга, сменявшим друг друга. Надежность преданий подтверждается некоторыми археологическими памятниками и совпадающими преданиями на ближних архипелагах — Самоа, Фиджи и др. Внимательное изучение этих преданий приводит к следующим важным выводам.

Во-первых, начиная уже с самых первых туи-тонга, сан этот передавался по наследству по мужской линии — от отца к сыну. Лишь в редких случаях — при отсутствии сына — наследовал брат. Таким образом, патрилинейный порядок установился на Тонга не позже Х в. — во всяком случае в отношении наследования звания вождя. Это, конечно, не исключало сохранения материнского родства, даже, может быть, матриархата, черты которого, как мы видели, удерживаются у тонганцев до настоящего времени.

Во-вторых, носители титула туи-тонга были, вероятно, с самого начала представителями светской власти, что могло и не мешать им считаться одновременно священными особами и исполнять культовые функции. Некоторые из них предпринимали крупные общественные работы — памятники их строительной деятельности сохранились до сих пор. Так, предание указывает на 11-го туи-тонга, по имени Туитатуи, правившего около 1200 г., как на строителя одного из самых замечательных мегалитических сооружений Полинезии — известного «трилитона» близ Хекета (о. Тонгатабу). Памятник представляет собой как бы гигантские каменные ворота из двух циклопических колонн, высеченных из кораллового известняка и перекрытых такой же каменной балкой; вес видимой части каждой из колонн (т.е. не считая части, углубленной в землю) исчисляется в 30–40 т. 29-му туи-тонга, по имени Телеа, правившему, вероятно, в начале XVII в., приписывается сооружение другого величественного памятника: огромной ступенчатой трехъярусной гробницы в местности Лапаха (о. Тонгатабу)[68]. Строители этих замечательных архитектурных памятников, конечно, очень мало походили на тех удалившихся от мирских дел святых затворников, какими изображают их потомков источники начала ХІХ века.

В-третьих, не следует преувеличивать «мирный» характер власти и деятельности прежних туи-тонга. Если власть их и не покоилась, как власть позднейших королей — хоу, на военной силе, то все же воевать им приходилось. В преданиях рассказывается немало и о междоусобных, и о «внешних» войнах. Так, 23-й туи-тонга, по имени Такалауа (около середины XV в.) погиб от рук убийц, и сыновья его долго преследовали их; междоусобная война перекидывалась с острова на остров, не только в пределах Тонганского архипелага, но вплоть до островов Самоа, Футуна, Фиджи и Увеа; под конец убийцы были наказаны, и водворился мир[69].