Происхождение общественных классов на островах Тонга, страница 11

Вместо демократических народных собраний на Тонга уже с давних времен отмечается единоличная власть вождей. С конца XVIII в. особенно усилились военные вожди, объединившие под своей властью постепенно весь архипелаг, и это привело к существенным изменениям в социальном строе тонганцев. Этому усилению власти военных вождей, однако, предшествовали какие-то иные формы власти, происхождение которых не совсем для нас ясно, но остатки которых очень устойчиво держались вплоть до недавнего времени и, сочетаясь, переплетаясь с новой властью военных вождей, сообщали общественному быту тонганцев совершенно специфический, неповторимый вид.

Уже из записей Кука видно, что в его время на Тонга были вожди, пользовавшиеся огромным почетом, но по своей дряхлости, физической слабости никак не подходившие для роли предводителей с настоящей реальной властью. Материалы Маринера проливают яркий свет на это своеобразное явление. Во время его пребывания на островах вся реальная власть находилась в руках нескольких соперничавших между собой военных предводителей. Самый сильный из них, по имени Финоу, которому удалось постепенно подчинить себе весь архипелаг, носил титул «хоу». Маринер переводит его словом «король». По словам Маринера, это был наследственный монарх с неограниченной деспотической властью. Не меньшими деспотами были и его предшественники. О последнем из них, по имени Тугу Аху, Маринер рассказывает, что это был жестокий тиран-самодур, убивавший или калечивший своих подданных просто для своего развлечения. Но эти короли, располагавшие столь огромной властью, отнюдь не были самыми знатными лицами на островах. Их боялись, им повиновались, но им не воздавали особого почета. Мало того, на Тонга было много вождей более знатного происхождения, чем король, и их почитали больше. Сам король при встрече с ними, а особенно при тех или иных общественных церемониях, должен был уступать им первое место, воздавать почести и пр. Так должен был поступать король Финоу, по рассказу Маринера, по отношению к своей родной тетке Тое Уму, которую он назначил своей наместницей на только что покоренный остров; он требовал от нее повиновения, но оказывал ей все внешние знаки почета, как лицу более знатному, чем он сам[54].

Самым знатным лицом на всем архипелаге, пользовавшимся прямо религиозным почитанием, был так называемый туи-тонга (буквально «властитель Тонга»). Реальная власть этого наследственного вождя была очень невелика, но воздававшийся ему почет трудно даже описать. Считалось, что династия туи-тонга — фамилия Фатафехи — происходит от богов: основатель этой династии, Ахоеиту, был рожден женщиной от бога Тангалоа. Туи-тонга пользовался всякими привилегиями, по преимуществу обрядового характера. В отличие от всех остальных тонганцев, он не подвергался операции обрезания и татуировке. Он имел целый гарем жен, в числе которых были женщины из знатнейших фамилий, — все считали для себя величайшим почетом породнится таким способом с туи-тонга. Наиболее уважаемое место занимала главная жена туи-тонга, мать его законного наследника. При погребении умершего туи-тонга устраивались пышные и продолжительные обряды, приносились человеческие жертвы. Могила туи-тонга называлась «небо» и считалась одним из главных святилищ на архипелаге. Сам остров, где находилась резиденция туи-тонга, — самый большой остров архипелага — получил название «Тонгатабу» (буквально «Священное Тонга»).

Очень характерно, что степень знатности каждого человека определялась в принципе его генеалогической близостью к виднейшим фамилиям — и в конечном счете к туи-тонга[55].