Происхождение общественных классов на островах Тонга, страница 13

В буржуазной этнографической литературе не раз делались попытки объяснить подобный дуализм власти или — в более общей форме — объяснить происхождение священной власти «божественных королей», «королей-жрецов» и т.п. Наиболее известна чисто идеалистическая теория того же Фрэзера, объяснявшего эту своеобразную форму власти развитием магических идей, верой в колдовскую власть человека над стихиями природы. Здесь нет надобности даже критиковать подобные теории. Но наука много выиграла бы, если бы удалось хотя бы в некоторых отдельных случаях проследить чисто исторически развитие священной власти «божественного короля» типа японского микадо и проследить ход отделения этой власти от чисто светской власти военных предводителей. Пример островов Тонга, кажется, может считаться одним из таких случаев: состояние источников позволяет нам заглянуть в прошлое и пролить свет на историю развития и той и другой формы власти.

Уже Маринер слышал от островитян, что власть «королей» усилилась лишь в недавнее время в связи с участившимися войнами и что прежде, еще не так давно, в более мирные дни, туи-тонга располагал более существенной светской властью[61]. Так было, видимо, еще в 1770-е годы, когда на Тонга побывал Кук. Исследования Гиффорда, собранные им подробные генеалогические предания, а также материалы Те Ранги Хироа (Питера Бака), известного новозеландского этнографа, посетившего Тонга в 1912 г. и записавшего местные легенды, подтверждают и конкретизируют это предположение. Предания и легенды в свою очередь подкрепляются некоторыми археологическими памятниками, правда, еще слабо изученными.

Генеалогические предания, , касающиеся династии туи-тонга, насчитывают всего 39 следовавших один за другим носителей этого титула. Первый туи-тонга — по имени Ахоеиту — был, по легенде, сыном бога Тангалоа и смертной женщины. По хронологическим расчетам исследователей (Те Ранги Хироа, Гиффорда), он правил около середины Х в.[62] То, что предшествует этому времени, покрыто туманом скорее мифологических, чем легендарных рассказов. На Тонга, как и на других островах Западной Полинезии, совершенно не сохранилось преданий о переселениях предков, преданий о прародине Гаваики, откуда расселились эти предки по разным островам, — а такие предания хорошо известны во всех остальных частях Полинезии. Напротив, тонганцы, как и самоанцы, верят в свое чисто автохтонное происхождение; предки их, по местному мифу, произошли из червей, расплодившихся в гнилом дереве. Вероятно, это своеобразие этногонических преданий объясняется глубокой древностью заселения островов Западной Полинезии (вспомним, что и у меланезийцев, заселивших свои острова, видимо, в еще более отдаленном прошлом, совершенно не сохранилось преданий о переселениях) и ранней утратой связей с другими частями Полинезии. Кстати, можно отметить, что и в материальной культуре, и в обычаях населения Западной Полинезии имеется много характерных отличий от обычаев и культуры народов Центральной и Восточной Полинезии. Все это делает мало правдоподобным предположение того же Те Ранги Хироа о заселении островов Западной Полинезии из Центральной Полинезии, с архипелага Таити, а следовательно, о более позднем их заселении: гораздо вероятнее, что именно острова Тонга и Самоа были заселены раньше всех других островов Полинезии и что предки тонганцев и самоанцев никогда не были на Гаваики (на островах Центральной Полинезии), почему это название и не фигурирует в их преданиях[63].

Ранний, «додинастический» период истории Тонга (т.е. до начала династии туи-тонга) Гиффорд относит предположительно к VI–X в.[64] Только что изложенные соображения заставляют полагать, что он начался раньше на несколько веков и длился, следовательно, дольше. От этого периода остались в качестве материальных памятников раковинные кучи, но они не изучены[65]. По преданиям, и в то время были на Тонга короли — потомки червей; первым из них предание называет человека по имени Кохаи[66].