[1] Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1950, стр. 175.
[2] Там же, стр. 123.
[3] J. Cook, A voyage towards the South pole and round the word... 1772–75, L., 1777, т. І; Дж. Кук, Путешествие к Южному полюсу и вокруг света, М., 1948; Voyage de La Pérouse autour du monde, P., 1933; Labillardiére, Relation du voyage á la recherche de La Pérouse... Paris, an VIII de R. F. (1799), тт. 1–2.
[4] J. Martin, An account of the natives of the Tonga islands..., Complited and arranged from the extencive communications of M. Will. Mariner, 2-е изд., тт. І–ІІ, London, 1818.
[5] Н.Н. Миклухо-Маклай, Собр. соч., т. ІІ, М.–Л., 1950, стр. 624–628.
[6] E.W. Gifford, Tongan Society, B. P. Bishop Museum, bull. 161, Honolulu, 1929.
[7] E. and P. Beaglehole, Pangai village in Tonga, Wellington,1941.
[8] Д. Кук, Путешествие к Южному полюсу и вокруг света, М., 1948, стр. 182.
[9] Там же, стр. 174.
[10] Там же, стр. 190.
[11] Объективным подтверждением мнения Кука о природных богатствах Тонга служит его же заметка о результатах торговли с островитянами. «За краткое время пребывания на острове Амстердам (Тонгатабу. — С.Т.), — пишет Кук, — мы приобрели 150 свиней, 300 птиц и большое количество бананов, кокосовых орехов и плодов хлебного дерева. Уже одно перечисление того, что было заготовлено нами, свидетельствует о необыкновенном плодородии и богатстве этого острова» (Указ. раб., стр. 180.).
[12] Д. Кук, Указ. раб., стр. 183.
[13] Там же, стр. 184.
[14] Там же, стр. 187.
[15] Там же, стр. 189.
[16] Цит. по E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 171.
[17] Кук ошибочно приписывает этот термин, который он, видимо, слышал от своих таитянских переводчиков, тонганцам: на Тонга вожди обозначались не общеполинезийским словом «арики», а «эги».
[18] Д. Кук, Указ. раб., стр. 189.
[19] J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 81–87.
[20] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 108.
[21] См. там же, стр. 108, 111.
[22] Кук упоминает вскользь о «слугах» и «рабах» (точнее — «слугах» или «рабах» — «servants or slaves»,см. J. Cook, A voyage towards the South pole..., т. І, стр. 223), сидящих на землях вождей (см. выше стр. ? ). Но не совсем ясно, какого рода зависимых людей имеет он здесь в виду. Судя по контексту, едва ли это были настоящие рабы: сразу же за фразой о «слугах» и «рабах» Кук пишет, что «личный интерес воодушевляет людей и способствует предприимчивости, и мало кто согласился бы обрабатывать и возделывать землю, если бы заранее знал, что не воспользуется плодами своей работы...» (Кук, Указ. раб., стр. 189). Земледелец, рассчитывающий сам «воспользоваться плодами своей работы», — конечно, не может считаться рабом.
[23] Ср. Г. Нибур, Рабство как система хозяйства, М., 1907, стр. 98–102.
[24] В нарративной части сообщений Маринера есть намеки на существование рабства. Он рассказывает, например, как во время войны победители захватили в плен 13 женщин и хотели их убить, но предпочли оставить в живых, чтобы они изготовляли тапу и прочие изделия (J. Martin, Указ. раб., т. І, стр. 214–215.).
[25] Д. Кук, Указ. раб., стр. 182.
[26] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 110.
[27] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 177–178.
[28] E. and P. Beaglehole, Указ. раб., стр. 31.
[29] Там же, стр. 31–32.
[30] Там же, стр. 26, 33.
[31] J. Martin, Указ. раб., т. І, стр. 64–65.
[32] E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 119–122.
[33] J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 103–112.
[34] Там же, стр. 128–130; т. І, стр. 55.
[35] Однако история религии показывает, что дальнейшее обострение классовых противоречий приводит к иному представлению — как раз обратному: к идее загробного воздаяния, согласно которой человек, терпящий в этой жизни горе, угнетение, будет вознагражден загробным блаженством и наоборот. Это учение вырабатывалось жрецами разных религий уже при развитом классовом общественном строе для удержания в покорности угнетенных народных масс. Такой стадии классового антагонизма тонганцы и другие полинезийцы не достигли.
[36] J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 87–90, 263–281 сл.; E.W. Gifford, Указ. раб., стр. 143–144.
[37] J. Martin, Указ. раб., т. ІІ, стр. 262–263.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.