Происхождение общественных классов на островах Тонга, страница 23

На островах Таити земледельческая культура достигла высокого уровня развития; практиковалось искусственное орошение огородов, даже террасовая система полей. Плотность населения была выше, чем на других архипелагах. Племенной строй у таитян был изжит давно, — судя по преданиям, не позже ХІІ в. Острова делились на округа, во главе которых стояли вожди (арии) с наследственной и довольно сильной властью. Общинной земельной собственности у таитян, как и у тонганцев, уже давно не существовало. Земля принадлежала отдельным семьям и прежде всего вождям и знати, частью — свободным общинникам, которые, впрочем, тоже не составляли однородной массы, а делились на свободных и самостоятельных землевладельцев — «раатира» и полузависимых держателей — «манагуне». Земли вождей и знати обрабатывались этими держателями и рабами-военнопленными («теу-теу» и «тити»); рабство на Таити было сравнительно развито.

Областные вожди подчинялись верховному вождю всего архипелага, которого источники называют обычно королем. В усилении его власти крупную роль играло жречество, которое на Таити располагало особенно сильным влиянием. Главный вождь («арии нуи»), или король, сам считался священной фигурой не меньше, чем туи-тонга у тонганцев, но, а отличие от последнего, он сохранил в своих руках и светскую власть. Впрочем, прочное объединение всего архипелага было достигнуто лишь в начале ХІХ в.

Гавайские острова дают нам образец наиболее высокого уровня общественного развития во всей Полинезии. Земледелие было здесь развито более, чем где-либо на других островах. Применялась террасовая система с искусственным орошением, так как дождей выпадает на островах мало. Ремесло было высоко развито. Племенной строй и здесь давно сменился областным делением. Население расслоилось на взаимно замкнутые касты. Основных каст было три: «алии» — вожди и знать; «макааинана» — свободные общинники; «каува» — зависимые, безземельные и бесправные слуги, рабы. Хотя следы общинной земельной собственности сохранялись, но право распоряжения землей принадлежало целиком вождям и знати. Макааинана обрабатывали эту землю и за это должны были отдавать часть урожая вождю и ему же подносить дары разными изделиями. Вожди и знать превратились фактически в эксплуататорский слой, живший на прибавочный продукт, который создавали макааинана и каува. Между кастами не могло быть брачных связей: детей, рождавшихся от случайных связей, неизменно убивали. Между вождями существовали иерархические отношения, порой шла борьба за власть, предания о которой восходят вплоть до ХІІ в. Можно думать, что в ту эпоху и совершился в основном процесс превращения первобытно-общинного строя в раннеклассовый. По преданиям, отдельные вожди еще в ХІ–ХІІІ вв. пытались объединить весь архипелаг, но позже вернулась пора локальной раздробленности. В XVIII в., перед самым приходом европейцев, вновь усилилась борьба отдельных вождей за объединение — борьба, успешно закончившаяся уже в начале ХІХ в., когда Камеамеа І, объединив весь архипелаг, основал династию. Бала создана зародышевая форма государства, с оторванным от народа аппаратом принудительной власти в руках вождя-короля.

Итак, мы видим, что общественный строй тонганцев, как он сложился к началу ХІХ в., при всем своем своеобразии не представлял собой чего-то исключительного: это был лишь один из местных вариантов и в то же время один из этапов того общего процесса превращения первобытно-общинного строя в раннеклассовый строй, другие этапы которого, и более ранние и более поздние, можно наблюдать на разных архипелагах Полинезии. Новозеландские маори, маркизцы, туамотуанцы, самоанцы отстали в своем развитии от тонганцев; таитяне и гавайцы их обогнали.