К числу наиболее почетных наследственных профессий принадлежали, по сообщениям Маринера, строительство лодок, резьба по китовому усу, погребальные обряды. Этими профессиями могли заниматься только матабуле или муа, но не туа. Другие профессии были тоже наследственными, но менее почетными: таковы были занятия каменщиков, плетельщиков сетей, рыбаков (моряков), строителей больших домов. Эти занятия матабуле считали ниже своего достоинства, предоставляя их муа или туа. Наконец, такие наследственные профессии, как земледелие или приготовление пищи для знатных, были уделом исключительно туа. Были и профессии не наследственные, однако они тоже распределялись по рангам: это были профессии татуировщиков, резчиков боевых палиц, цирюльников. Этими ремеслами могли заниматься муа или туа (но не матабуле), а ремеслом цирюльника — только одни туа[36]. Наконец, были занятия вообще не профессиональные, доступные одинаково всем; они делились только на мужские и женские. К первым причислялась народная хирургия (несколько странный факт, так как обычно народная медицина и хирургия требуют специальных знаний), а также постройка укреплений, изготовление веревок, луков, стрел, палиц, копий; ко вторым — изготовление тапы (материя из битой коры), плетение циновок, корзин, производство разных мелких вещей, гребней, нитей и пр.[37]
Тенденция к взаимному обособлению и наследственности ремесленных профессий, при их социальной неравноценности, выделении почетных и не почетных профессий, есть не что иное, как зачатки кастовой организации общества. На Тонга, однако, этот процесс далеко зайти не мог: этому препятствовало, во-первых, отсутствие строгой наследственности в самих общественных рангах, их текучесть, возможность для человека при известных условиях переходить из низшего ранга в более высокий; во-вторых, настоящий кастовый строй едва ли мог бы развиться на Тонга, где совершенно исчезла общинная земельная собственность: ведь именно сельская община составляла подлинную основу кастового строя в древнем Египте и в Индии.
Тем не менее несомненно, что выделение ряда ремесленных занятий в наследственные профессии, тенденция к закреплению связи их с определенным общественным рангом — все это усложняло процесс разложения первобытно-общинного строя на Тонга. Внимательное изучение материала, собранного Маринером, приводит к совершенно определенному выводу, что в его время так называемые муа представляли собой не столько младших потомков матабуле, как полагал сам Маринер, сколько попросту ремесленников[38]. А туа — это не что иное, как земледельцы-крестьяне: ни один муа или матабуле не снисходил до обработки земли. Впоследствии это разделение труда перестало действовать как самостоятельная общественная сила: крестьяне были прочно закрепощены, а ремесленные занятия, видимо, пришли в упадок в связи с проникновением капитализма, наплывом европейских товаров, разрушением туземной экономики. Не этим ли, кстати, можно объяснить тот факт, что уже в 1920-х годах информаторы Гиффорда отрицали существование муа как особой социальной группы? В таком случае это расхождение с сообщениями Маринера становится вполне понятным.
9
Но рост производительных сил и общественное разделение труда как проявление этого роста составляли лишь основное условие, сделавшее возможным классовое расслоение, выделение имущей верхушки, захват ею основного средства производства — земли. Самый же механизм этого процесса остается у нас еще не рассмотренным. А ведь это тот самый вопрос, который был поставлен нами вначале, — и вопрос, как уже указывалось, вообще наименее ясный в исторической литературе. Самое неясное в проблеме возникновения общественных классов не то, при каких исторических условиях и на основе чего они возникали, — это в марксистской науке давно выяснено, — а то, как именно они возникали.
Несколько упрощая вопрос, можно сформулировать его так: кто именно из членов первобытной общины, вначале между собой равноправных, смог выделиться в общине, стать собственником и носителем общественной власти? Почему именно этот, а не другой член общины превратился в представителя господствующего класса?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.