Происхождение общественных классов на островах Тонга, страница 17

Что происходило на Тонга в течение трех-четырех следующих за 1810 г. десятилетий, мало нам известно. Европейские суда стали редко заходить на острова, где так долго кипела междоусобная война. Усобицы, видимо, продолжались, сменяясь мирными отношениями между отдельными вождями, поделившими между собой архипелаг. В усобицы начали вмешиваться появившиеся на Тонга христианские миссионеры. Впервые появились они (Лондонское миссионерское общество) еще в 1797 г., но скоро наступил самый разгар борьбы между вождями, и оставшиеся в живых проповедники ели спаслись, бежав с Тонга (1800). В 1822 г. там появились веслеянские миссионеры, однако, потерпев неудачу, тоже были вынуждены уехать. За ними последовали миссионеры-католики, сами полинезийцы с Таити; эти имели бóльший успех, они крестили одного вождя — Тауфаахау (Тубоу) и многих его подданных. Но другие вожди не последовали его примеру, и это лишь содействовало обострению междоусобной вражды. Посетивший Тонга в 1827 г. французский мореплаватель Дюмон-Дюрвиль писал о соперничестве здесь нескольких независимых вождей, из которых один, — видимо, упомянутый Тубоу — был христианином[76]. В 1834 г. француз же Пижар отмечал, что на Тонга нет, как раньше, единого короля, а есть лишь независимые вожди округов[77].

Социально-экономическая история этих десятилетий нам еще менее известна, чем их политическая история. Есть основания думать, что междоусобные войны сопровождались развитием рабства, рабами становились военнопленные. Это, впрочем, лишь предположение, основанное на косвенных указаниях: Маринер в начале ХІХ в. ничего не сообщает о рабах на Тонга, во второй же половине столетия они уже были. Что касается непосредственных производителей, крестьян-общинников, основной массы населения островов, то они, видимо, по-прежнему находились и в поземельной, и в личной, т.е. по существу феодально-крепостнической, зависимости от земледельческой знати.

В 1845 г. одному из вождей, тому же Тауфаахау, потомку династии Туи-Канокуполу, правившему вначале, с 1820 г., на о. Хаапаи, удалось объединить под своей властью весь архипелаг Тонга. Он опирался при этом на поддержку английских миссионеров. Объединитель принял королевский (уже в европейском смысле) титул и имя Георга Тубоу. Правление его было очень долгим, он царствовал почти полвека (умер в 1893 г.). Вначале он пытался проявлять самостоятельность, предпринял реформы, чтобы несколько модернизировать социально-политический строй. Реформы эти были прогрессивными. В 1862 г. на Тонга были отменены рабство и крепостническая зависимость. Был создан конституционный режим, учрежден парламент, Тайный совет и Кабинет. «Парламент» состоял из министров, семи представителей знати и такого же количества общинников. В 1865 г. умер последний 39-й туи-тонга, и преемника ему не было назначено; священный сан был навсегда упразднен. Он и без того лишился всякого смысла, будучи связан со старыми верованиями, тогда как население островов было к этому времени поголовно крещено.

Однако власть короля, министров и «парламента» чем дальше, тем больше становилась лишь номинальной. На деле все большее влияние забирали британские советники, консулы и миссионеры. Они стали распоряжаться на островах совершенно бесконтрольно. Особенно ярким примером этого может служить деятельность некоего Ширли Бекера, который был в 1860–1879 гг. начальником веслеянской миссии на Тонга. За свои слишком уж бесцеремонные действия, затронувшие интересы европейских колонистов, он был отозван миссионерским начальством (1879), но самовольно вернулся на Тонга и добился от короля назначения премьер-министром (1880). Конференция веслеянской миссии в Сиднее не одобрила этого назначения и потребовала Бекера к ответу. Однако он отказался подчиниться и вышел из веслеянской церкви. Мало того, чтобы сломить сопротивление своих противников и укрепить свое единовластие, Бекер предпринял своеобразную религиозную реформу: он стал вводить вместе со своим единомышленником миссионером Ваткином новую церковную организацию — Свободную церковь Тонга. По настоянию Бекера король объявил новую церковь государственной, и верующих стали насильно заставлять присоединиться к ней.