Происхождение общественных классов на островах Тонга, страница 5

Вопрос о рабах, однако, неясен: сейчас их нет, и Гиффорд заключает о их наличии в прошлом только из сообщений своих информаторов. Но странно, что более ранние источники не дают нам почти никаких указаний на рабство у островитян Тонга[22]. Маринер ни разу, даже и при подробном описании рангов среди населения, не упоминает о рабах. Если они в его время существовали, то одно из двух: либо он не упоминает о них потому, что не умел отличать рабов от простых общинников-земледельцев (туа), либо рабы-военнопленные считались, как это было на некоторых других архипелагах Полинезии[23], стоящими как бы вне общественного строя, своего рода чужеземцами, и поэтому Маринер не счел нужным или не нашел повода о них рассказать. То и другое возможно, ибо Маринер за свое четырехлетнее пребывание на Тонга общался главным образом с людьми из общественной верхушки, с вождями и матабуле, о которых только и повествует в своей книге, бытом же простого народа он мало интересовался[24]. Но возможно, что рабство, тесно связанное с междоусобными войнами, еще не успело во время Маринера широко распространиться на Тонга: те годы были лишь началом продолжительного периода усобиц и завоеваний. Об этом будет более подробно рассказано ниже.

6

Оставляя пока вопрос о рабах военнопленных в стороне, мы видим, что население островов Тонга уже к концу XVIII в. расслоилось на довольно резко обособленные социальные группы, по существу — общественные классы. Основными из них были крупные землевладельцы, с одной стороны, и зависимые земледельцы, держатели земли, с другой. Этих последних — туа, разумеется, никоим образом нельзя приравнивать к рабам. Это были непосредственные производители, не отделенные от средств производства (земли), сидевшие на своих наследственных наделах. Сами тонганцы считали туа — об этом будет более подробно сказано дальше — как бы младшими родственниками муа и других стоящих выше членов общества, — что никак не приложимо к рабам.

Мы, к сожалению, не можем проследить на конкретных фактах, как именно происходил захват общинных земель родовой верхушкой — знатными семьями вождей: процесс этот уже закончился в те годы, о которых у нас имеются первые письменные свидетельства, и уже Кук нашел, как мы видели, что вся земля на Тонга «находится в частной собственности». Но что именно таков был ход развития, — в этом едва ли можно сомневаться. Это подтверждается сравнением с соседним Самоанским архипелагом и с Новой Зеландией, где захват общинной земли племенной знатью происходил позже, в ХІХ в., а частью не закончился еще и теперь. Существенным условием здесь была ограниченность запаса земли: плотность населения на Тонга была и остается выше, чем на большинстве других островов Полинезии, — она достигала, видимо, уже давно 30 чел. на км2. Отсутствие свободных земель ускоряло захват наличных угодий господствующими группами. Не случайно же на более обширных островах Океании темп общественного развития был более замедленным; из числа полинезийских островов это можно особенно отметить для огромного двойного острова Новой Зеландии, где недостатка в земле никогда — до появления европейских колонизаторов — не ощущалось. Это же можно отметить и для больших, сравнительно слабо заселенных островов Меланезии.

При сравнительной густоте населения Тонга там, однако, вплоть до начала ХІХ в. компактных поселений-деревень не было, население жило разбросанно, однодворками. «Густая сеть дорог, — писал Кук, — прорезывает остров во всех направлениях. Селений и городов здесь нет. Отдельно стоящие дома располагаются в садах и на полях»[25]. По сообщениям Маринера, каждый эги (вождь) жил в особом поместье, окруженный свитой из матабуле, которые были исполнителями его приказов, надсмотрщиками над его полями и садами; его окружали также муа и более многочисленные туа, которые обрабатывали землю. Туа жили также и на землях вождя, расположенных в других местностях. Они были обязаны определенной данью в пользу вождя. Дань состояла из ямса, кокосов, рыбы, свиней, домашней птицы, циновок, тапы и прочих предметов. Точно установленного размера дани не существовало, и каждый уплачивал ее сообразно своему достатку. Едва ли она была особенно велика и обременительна: при слабо развитом обмене вожди и не могли бы потребить большого количества пищи или ремесленных изделий. Но первые плоды, первый улов рыбы всегда принадлежали вождю: только поднеся вождю эту дань, земледелец, рыбак могли пользоваться продуктом своего труда. За нарушение этих обычаев вождь мог, рассердившись на своего данника, отнять у него все имущество.