ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ДОКЛАССОВОЙ ЭПОХИ*
1
Об общественном сознании людей доклассовой эпохи мы знаем, к сожалению, очень мало. О нем написано, правда, большое количество книг. Давно ведутся споры и высказываются весьма различные мнения о том, чем отличается и отличается ли первобытное сознание (мышление) от нашего. Но уже само наличие этих разных, до прямой противоположности, взглядов на характер первобытного мышления есть признак того, как мало известно о нем достоверного.
Дать полный обзор высказывавшихся по данному вопросу взглядов в краткой статье совершенно невозможно. Но попробуем охарактеризовать хотя бы главнейшие направления вопроса о первобытном мышлении.
С самого зарождения этнографии как самостоятельной отрасли знания — с середины XIX в. — была выдвинута идея, легшая в основу всех построений классического эволюционистского направления в этой науке: идея коренного единства человеческой психики, универсальности и неизменности законов мышления — Elementargedanke Адольфа Бастиана — категория, при помощи которой этот немецкий путешественник и ученый пытался объяснить общую закономерность и сходство в явлениях культуры всех народов. Мак-Леннан был убежден в том, что сходств в культуре и обычаях самых разных народов гораздо больше, чем различий между ними[1]. Эдуард Тэйлор тоже исходил в своих построениях из предположения об исконном единстве человеческой психики и универсальности действия логических законов мышления[2]. Герберт Спенсер хотя и признавал различие между психикой первобытных людей («дикарей») и цивилизованных народов, но видел это различие главным образом в эмоциональной сфере, а также в объеме положительных знаний; «законы мысли, — говорил он, — повсюду одни и те же», поэтому «заключение, выводимое первобытным человеком, есть разумное заключение из тех данных, которые ему известны»[3].
Упадок эволюционного направления в конце XIX в. выразился в том, что появилась тенденция подчеркивать существенные отличия в строе мышления первобытных и цивилизованных людей. Очень резко высказал эту мысль Альфред Фиркандт[4]. Он старался систематически противопоставить психику «естественных» и культурных народов в области мышления (ассоциативный и апперцептивный типы), в области волевых актов (в первом случае непроизвольные, а во втором произвольные действия, играющая и организованная энергия), в характере эмоций и аффектов и пр. Следом за ним Конрад Прейс видел особенность первобытного мышления в преобладании магических представлений, из которых он склонен был выводить не только религиозно-мифологические верования, но и искусство, и язык, и даже технику[5].
Все это были довольно грубые попытки объяснить в рамках общей эволюционистской концепции и в строго рационалистическом духе заметные различия в типах культуры и в психическом облике народов, стоящих на разных уровнях развития.
Совсем другое применение получила та же эволюционистская концепция в трудах Зигмунда Фрейда и его последователей. «Психо-аналитический» метод привел Фрейда к выводу, что духовный мир отсталых народов напоминает клиническую картину нервно-психических заболеваний: там действуют те же навязчивые идеи, неврозы, фобии и пр., принимающие форму табуации, тотемических представлений, анимистических образов. Основой же всего этого служат якобы подавленные в детстве эротические влечения[6]. Подобно классикам эволюционистской школы фрейдисты исходили из постулата единства человеческой психики, но только интересовались сферой не сознательного, а подсознательного и искали не нормальные и разумные, а патологические и иррациональные черты психики. Некоторые из последователей Фрейда доводили до абсурда настойчивые поиски сексуальной символики в культуре, обычаях, представлениях отсталых пародов, изображаемых какими-то эротоманами[7].
Существенным шагом вперед в понимании различий между психическими типами народов разного уровня развития была социологическая концепция Эмиля Дюркгейма и его последователей. Введя в научный оборот понятие «коллективные представления» — для обозначения идей, не заимствованных человеком из его собственного практического опыта, а как бы навязываемых человеку общественной средой, — Дюркгейм открыл новую и широкую дорогу для исследования этой особой категории представлений и соответствующих им эмоций и действий. Двинувшийся но этому пути Люсьен Леви-Брюль в своих блестящих работах убедительно показал, что к этим коллективным представлениям неприложимы наши привычные, чисто рационалистические нормы логического мышления, что сознание человека, подчиненное коллективным представлениям, нечувствительно к законам логики, непроницаемо для опытной проверки.
Такой тип мышления Леви-Брюль обозначил как дологическое мышление. Он неоднократно оговаривался, что термин этот относится только к области коллективных представлений и что вне этой области, в сфере практического опыта, любой человек, хотя бы принадлежащий к самому отсталому народу, действует и мыслит вполне разумно и целесообразно. Но вопреки своим же оговоркам Леви-Брюль зачастую выражался так, как будто дологическое мышление характеризует вообще склад ума отсталых народов («низших обществ», как сказано даже в заголовке первой и важнейшей книги французского ученого)[8]. Однако Леви-Брюль не раз говорил, что и в наших современных обществах не исчезли коллективные представления с присущим им дологическим строем мысли.
И в самом деле, ведь и область религии, принципиально не допускающая никакой опытной и критической проверки своих догматов и установлений, и область общественной морали, тоже почти непроницаемой для критики, и так называемое общественное мнение, подчас противоречащее элементарному здравому смыслу, — это целиком сфера коллективных представлений, подавляющих отдельную личность, и в этой сфере законы дологического мышления поныне царят самодержавно.
Однако трудно оспаривать, что на ранних ступенях развития общественного сознания все то, что Дюркгейм и его единомышленники называли коллективными представлениями, занимало значительно более видное место, чем позднее. Индивидуализация мышления делала только первые свои шаги
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.