К постановке проблем этногенеза

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Если, например, русский (великорусский) народ сформировался в основном в XIV–XV вв., то это никоим образом не значит, что с того времени он существует без изменений. Между русским народом XVI в. и русским народом XX в. не меньшая, если не большая разница, даже с чисто этнографической точки зрения, чем между русскими XVI в. и кривичами или вятичами IX в. Но эти медленные и постепенные изменения в этническом облике могут в известные моменты сменяться резкими и коренными сдвигами, в ходе которых в короткое время складывается новая народность. На такие «переломные, критические периоды», случающиеся в истории народов, указывает вполне справедливо тот же А.Д. Удальцов11 . Эти критические периоды часто совпадают с узловыми моментами в развитии самого общества, с моментами смены социально-экономических формаций. Так народы древности (египтяне, сумеры, ассирийцы, персы, эллины, римляне и др.) сформировались на основе племенных групп одновременно и в связи с процессом становления классового рабовладельческого строя и первых государств. Так нации современной Европы образовались из средневековых народностей и областных этнических групп в эпоху и в связи с переходом от феодализма к капитализму.

В периоды «этнического кризиса», когда в короткое время меняется этнический облик народа или, можно сказать, возникает новый народ, — очень важную роль в этом процессе играет этническое скрещение. Оно представляет собой амальгамацию разных этнических групп, чаще близких и родственных между собой, но иногда и неродственных. Из разноплеменного и разноязычного конгломерата образуется единое целое. Так, в эпоху объединения Египта создавалась из племенных групп «номов» египетская народность, в эпоху формирования греческих городских республик из ионийцев, ахейцев, дорийцев, эолийцев сложилась эллинская народность. В новое время так складывалась французская нация — из областных феодальных групп пикардийцев, нормандцев, бургундцев, лотарингцев, овернцев, гасконцев и др.; итальянская — из тосканцев, романцев, калабрийцев, пьемонтцев, ломбардцев, венецианцев и пр. Однако нельзя превращать скрещение, как это делают некоторые, в универсальный инструмент этногенеза. Оно прежде всего является не самостоятельным, а производным фактором, а кроме того, наряду со скрещением, бывает и обратный процесс — разветвление, играющее тоже известную роль в этногоническом процессе.

Самый характер этнических образований не одинаков на разных стадиях исторического развития. Для первобытной эпохи характерно племя. Племя возникает отнюдь не на грани доклассового и классового общества, как полагают некоторые. Как этнокультурная группа племя существует с самого начала человеческой истории; оно было, вероятно, формой антропогенетического процесса. В раннеклассовую эпоху на основе скрещения племен возникают народы, как более сложные образования. Народ как этническая единица сохраняет свое значение и в дальнейшем, вплоть до наших дней. В эпоху разложения феодализма и развития капиталистического строя формируются нации.

Разные нации формировались разновременно: одни раньше, другие позже. В Западной Европе большинство наций сложилось еще до образования национальных государств или одновременно с этим. В Центральной же и Восточной Европе (Австро-Венгрия, Россия) образование государств, напротив, предшествовало становлению наций, будучи ускорено внешними причинами. Многие народы России консолидировались как нации в новейшее время: таковы, например, грузины, еще в середине XIX в. не составлявшие единой нации, а делившиеся на обособленные народности — кахетинцев, карталинцев, имеретинов, мегрелов и др.; таковы армяне, латыши, литовцы. Некоторым народам нашей страны только Великая Октябрьская социалистическая революция дала возможность сложиться в нации, ликвидировать пережитки племенной раздробленности. Так, на наших глазах завершается становление как наций узбеков

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Статьи
Размер файла:
216 Kb
Скачали:
0