СОВРЕМЕННОЕ АВСТРАЛОВЕДЕНИЕ*
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
1
Э |
тнологическая наука имеет дело с проблемами происхождения и развития человеческой культуры. Ее источники — те явления культурной (в широком смысле) жизни, которые наблюдаются у современных, главным образом отсталых народов. В своем стремлении подойти как можно ближе к первобытному состоянию человечества, проникнуть в истоки человеческой культуры, этнология относится тем с большим вниманием к каждому отдельному факту, чем ближе последний кажется стоящим к «первобытности». Формы хозяйства, общественной организации, религиозных верований и т.д. — тем интереснее и важнее для науки, чем менее они развиты, чем они «примитивнее». Вот почему этнология с особенной тщательностью собирает сведения о культуре наиболее отсталых народностей земли.
Среди последних на первом месте стоят для науки австралийские туземцы. Немного найдется книг, касающихся тех или иных общих вопросов этнологии, авторы которых не пользовались бы, в большей или меньшей мере, данными австралийской этнографии, — в последнее же время мы имеем целый ряд работ, в которых ставятся и разрешаются общие этнологические проблемы исключительно, или почти исключительно, на основании австралийского материала.
Это несколько привилегированное положение австралийской этнографии вполне понятно. Ведь до соприкосновения с европейцами австралийцы стояли крайне низко по своей культуре: измеряя последнюю самым бесспорным масштабом — уровнем развития материальной культуры и хозяйства, — мы видим, что австралийцы не перешагнули еще грани палеолита и неолита, хозяйство их основано на собирательстве и охоте, они не знают еще оседлости — и т.д.
Правда, некоторые другие народы и племена других стран, могут поспорить с австралийцами за право считаться наиболее «примитивными». Таковы были тасманийцы, туземцы Огненной Земли в Америке, кубу на Суматре, некоторые племена полуострова Малакки, обитатели Андаманских островов, цейлонские ведда, пигмеи в лесах Центральной Африки, бушмены. Эти племена тоже не знают ни земледелия, ни скотоводства, не имеют (собственной) металлургии и т.д. Но туземная австралийская культура обладает некоторыми очень важными преимуществами в отношении научной ценности ее. Эти преимущества следующие: во-первых, чисто количественно, австраловедение располагает такой массой материала, которая далеко превосходит соответствующий материал по другим указанным сейчас культурам: нам известно несколько сотен австралийских племен, многие из которых описаны довольно обстоятельно, так что одни и те же этнографические данные повторяются здесь многократно и не могут быть сочтены случайными или сомнительными. Во-вторых, в качественном отношении, австралийская туземная культура, с одной стороны, довольно однородна, что позволяет изучать ее монографически, не слишком раздробляя внимания, — а с другой стороны, она все же представляет достаточно разнообразия для того, чтобы дать исследователю некоторые опорные точки для суждения о культурно-исторической последовательности явлений. В-третьих, наконец, — и самое важное, — Австралия была, вплоть до появления в ней европейцев, несомненно, наиболее изолирована от окружающего мира, и австралийская культура более чем какая-либо иная, может быть названа туземной культурой, культурой местного происхождения. Правда, как мы увидим позже, именно последний факт берется под сомнение, даже прямо отрицается некоторыми исследователями, — однако, даже если согласиться с ними, то, по крайней мере, сравнительно, Австралия была наиболее замкнута, изолирована от посторонних влияний, — чего совершенно нельзя сказать о бушменах, ведда, кубу и других.
В силу этих-то всех обстоятельств австралийская этнография является — и, можно думать, всегда останется — главным источником для всякого рода теоретических построений, касающихся истории человеческой культуры, по крайней мере, ее ранних форм. Этим и объясняется особое внимание, уделяемое этнологами австралийцам.
В настоящем очерке делается попытка вкратце изложить развитие австраловедения за последние десятилетия и современное состояние этой области знания. Для этого нам придется сначала припомнить ход полевой этнографической работы в Австралии, накопление этнографического материала и расширение научных знаний об австралийцах, а затем посмотреть, как происходила теоретическая разработка добытого сырого материала, в каких разрезах и с каких точек зрения этот материал изучался, в каких научных целях он использовался, к каким выводам приводил.
Нельзя, разумеется, в небольшой статье дать исчерпывающий обзор огромной литературы по Австралии. Я остановлюсь, главным образом, на более значительных работах, по преимуществу на более близких к нам по времени. С другой стороны, неполнота предлагаемого очерка обусловлена недоступностью для автора в данный момент многих работ, в особенности напечатанных в австралийских специальных журналах[1].
2
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.