Современное австраловедение: библиографический очерк, страница 4

В работах Спенсера и Гиллена нередко сказывается отрицательное влияние теоретических взглядов их авторов (собственно — Спенсера). Последователи Моргана, они главное внимание обращали на брачные формы и системы родства, и изображали их при том не всегда достаточно объективно: напр., они решительно отрицали существование индивидуального брака у племени арáбана[22], — хотя из их же показаний явствует его наличие у этого племени. Особое внимание они уделяли также, — под влиянием Фрэзера, — религиозным представлениям туземцев, но очень мало занимались напр. их хозяйственной жизнью. Все же, работы этих авторов сделали эпоху в этнологической науке, раскрыв богатый и своеобразный мир австралийских идей и верований, до того известных очень слабо.

Еще более ценны исследования немецкого миссионера Карла Штрелова среди племен арáнда и лóритья, касающиеся всех сторон жизни туземцев[23]. Живя долгое время среди туземцев и хорошо владея их языками, Штрелов умеет дать очень точную и верную картину их жизни и психологии. Правда, в области верований его показания возбуждают некоторые сомнения: как миссионер, боровшийся против «язычества» туземцев, он, может быть, не всегда правильно понимал их верования.

Исследования немецкого путешественника доктора Эйльмана[24], пересекшего верхом на лошади весь континент с юга на север, касаются более внешней стороны быта виденных им племен, включая, между прочим, антропологические данные; о социальной жизни и духовной культуре туземцев его сообщения немногочисленны и ненадежны.

Весьма ценны, далее, работы д-ра Герберта Базедова, который много лет общался с туземцами в качестве «главного протектора» Северной Территории, участвовал или руководил многими экспедициями в разных областях центральной, западной и северо-западной Австралии. Помимо ряда статей в разных специальных журналах, недавно вышла его большая книга «The Australian aboriginal», Adel. 1925, представляющая сводку этнографических и антропологических сведений по многим изученным им племенам.

Очень интересные, хотя отрывочные сведения, касающиеся племени диери и соседних племен, даются миссионером Зибертом[25], он сообщает ряд мифов и верований этих племен, между прочим, упоминает о половых тотемах, о существовании которых в Центральной Австралии дотоле сведений не было.

К этой же области относится работа Хорна и Эстона[26], написанная Хорном на основании, главным образом, сообщений Эстона, служащего «конной полиции» в области племени вонкангуру: особенно интересны здесь сведения о материальной культуре.

Из других работ, относящихся к центральной области, упомянем книги Грегори[27] и Терри[28], впрочем, не имеющие особого научного значения: Грегори видел туземцев только мельком, в миссионерском поселке, и дает отрывочные и поверхностные сведения, странным образом идеализируя австралийцев; Терри же проехал на автомобиле из Квинслэнда к сев.-зап. берегу, не имея в виду какой-либо научной цели, и в своей книге почти не упоминает туземных обитателей, виденных им лишь случайно.

Гораздо менее изучен этнографически запад Австралии. Из старых наблюдателей здесь можно отметить Скотта Найнда[29], Грея[30], Сальвадо[31], Форреста[32]. В более близкое к нам время часть юго-западного побережья была изучена исследовательницей Дэзи Бетс[33], а некоторые племена северо-западного побережья Клементом[34], Брауном[35]и Клаачем[36]. Особенно интересны открытия Брауна, который, хотя и пользовался только воспоминаниями старых туземцев о их прежних обычаях (остатки изученного им племени кариера живут в овцеводных поселениях колонистов), — но сумел разгадать смысл загадочной системы «брачных классов» у австралийцев, показав, что браки в действительности регулируются только родством, «классы» же являются лишь группами родственников, — систематизацией обозначений родства, сказали бы мы.