Современное австраловедение: библиографический очерк, страница 10

Те же задачи и тот же метод положены в основу большой работы В. Шмидта «Der Ursprung der Gottesidee», Münst.-in-Wien, 1912; 2-е изд. 1926. Бóльшая часть этой книги занята исследованием религиозных воззрений, мифов и обычаев австралийцев. В центре внимания автора стоит фигура верховного существа (бога) в австралийских верованиях. Автор пытается доказать, что древнейшему культурному слою свойственно было чистое представление о боге-творце, наделявшемся моральными свойствами, но без мифологических мотивов. Эти последние были принесены позже, вместе с появлением в Австралии «тотемической» и «2-классовой» культур, причем первая из них принесла с собой мотивы солнечной мифологии (солнце и его отношение к луне и Венере), а вторая — лунной (светлая и темная половина луны). Эти астрально-мифологические мотивы и затемнили, по мнению автора, первобытный чистый моральный образ верховного существа. (Это — теория «первобытного монотеизма», заимствованная Шмидтом у Э. Лэнга[48], и развитая им.) — Надо сказать, что подобное астральное толкование австралийской — и меланезийской — мифологии не составляет изобретения Шмидта, а заимствовано им у того же Гребнера[49], но оно одинаково слабо обосновано обоими авторами. Астральные черты приписываются Шмидтом австралийским божествам совершенно произвольно, в австралийской мифологии нет для этого решительно никаких оснований, — скорее есть доказательства отсутствия в них этих черт: в австралийских мифах часто фигурируют солнце, луна и т.п. под своими именами, причем в этих мифах даются объяснения тем или иным свойствам этих светил, — зачем же еще искать астральные мотивы там, где их нет?

Более серьезная попытка обосновать культурно-историческую стратификацию (в смысле Гребнера) сделана Шмидтом в его большой работе об австралийских языках[50]. Как уже говорилось выше, язык — наряду с антропологией — всего скорее поможет открыть этнические слои в данном культурном районе. Шмидт именно с этой точки зрения и рассматривает австралийские языки: он говорит только о их распределении на группы и отношениях между группами, анализ же самих языков он оставляет в стороне.

В основу группировки австралийских языков Шмидт кладет три принципа: лексический, фонетический и грамматический. Прежде всего он делит все языки по лексическому составу на две большие группы — южную и северную — причем первая занимает бóльшую часть материка, от востока до запада, отступая в середине от врезывающейся в нее с севера северно-австралийской группы. Южно-австралийская группа имеет много общих корней, тогда как северная состоит из совершенно различных языков: последнюю поэтому Шмидт классифицирует только по фонетическим признакам (по характеру конечных звуков слов), южные же языки делятся Шмидтом на группы главным образом по словарному запасу и только отчасти по фонетике и по грамматическим признакам (постановка без-аффиксового генитива). На основании подобной группировки и подробного анализа связей и взаимоотношения между языковыми группами, Шмидт приходит к выводу, что языковые группы совпадают с «культурными слоями» Гребнера, и намечает последовательность их появления в Австралии.

Надо сказать, что, если выводы Шмидта правильны, то они не только подкрепляют схему Гребнера в гораздо большей мере, чем это мог сделать сам Гребнер, но делают эту схему прямо неоспоримой. Но вопрос, — правильно ли сделаны эти выводы?