Но если допустить, что изображаемые Гребнером культурные круги создавались путем «переселений народов», то нас сразу поразит тот факт, что следы этих переселений сохранились только в распределении элементов материальной культуры и, в меньшей степени, социальных форм, — тогда как в физическом типе народов Австралии и Океании, а также в их языках — не сохранилось никаких следов, которые дали бы оправдание различению соответствующих (Гребнеровских) «слоев». О языках будет речь несколько дальше, а что касается физического типа, то известно, что австралийцы составляют единую и совершенно своеобразную расу, отличную от меланезийской расы, которая тоже в общем достаточно однородна. Если носителями «тотемической» или «двух-классовой» культур были племена меланезийского типа, то непонятно, каким образом физические признаки этой расы совершенно исчезли в Австралии (встречающуюся в Австралии местами курчавово-лосость антропологи относят, как кажется, справедливо, к остаткам тасманийского элемента на материке). Если же носители этих двух культур (или одной из них) принадлежали к австралийской расе, то они едва ли могли бы не оставить никаких следов в Меланезии. Гребнер не раз ссылается на огромную древность предполагаемых им передвижений культур (древность, измеряемую геологическими эпохами), и эта древность действительно могла бы объяснить образование единого физического типа в Австралии (как и в Меланезии), — но тогда мы должны предполагать, что элементы материальной культуры, способные сравнительно легко и быстро передаваться, путем обмена и заимствования, от племени к племени (что признает и сам Гребнер), точно так же, и еще скорее, чем признаки соматические, должны были перемешаться, и в их теперешнем распределении мы не нашли бы следов древних переселений народов; то же надо сказать и о социальных формах, которые, правда, с меньшей легкостью передаются и заимствуются, но зато развиваются, изменяются, в зависимости от изменений географических и иных условий, и которые едва ли могли в течение тысячелетий оставаться настолько неизменными, чтобы позволить судить об общественных формах народов, тысячелетия тому назад появившихся в данной области.
В полном соответствии с этими априорными соображениями, мы можем видеть, что фактическое распределение культурных признаков в Австралии и Меланезии (я не говорю о Полинезии, где и соматические, и лингвистические, и культурные признаки свидетельствуют в пользу выделения полинезийцев в особый культурный слой) совершенно не оправдывает Гребнеровского разделения на культурные «слои» (или «круги»).
Основной и исходный признак, по которому Гребнер различает «восточно-папуасскую» и «западно-папуасскую» культуры (каждая из них включает часть австралийского материка и часть Меланезии), — это женская и мужская филиация. Но этот признак не может играть решающей роли, потому что, помимо его изменчивости — примеры перехода женской филиации в мужскую известны, — он не допускает разнообразия возможных вариаций: одна филиация исключает другую (не говоря о некоторых редких случаях), но одна из них непременно должна быть налицо. Другие же социологические признаки — тотемизм, система двух фратрий — никак не позволяют делить Австралию на две части, так как они встречаются в ней повсеместно, соединяясь то с мужской, то с женской филиацией (приблизительно то же и в Меланезии). Такие указываемые Гребнером социальные признаки, как мужские союзы, «противопоставление полов», высокое положение вождя-колдуна и др. — точно так же не имеют такого распространения, которое позволило бы отнести их к тому или иному из Гребнеровских «кругов». Из элементов материальной культуры Гребнер может указать самое большое на один–два, распространение которых в Австралии более или менее совпадает (если основываться притом на картограммах самого Гребнера) с границами мужской и женской филиаций: это, с одной стороны, копьеметалка, с другой — «звездообразная» дубина: но это совпадение (очень приблизительное) едва ли дает право на такие категорические выводы, к каким приходит Гребнер. — Аналогичные замечания можно сделать и для Меланезии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.