Современное австраловедение: библиографический очерк, страница 7

Применяя этот свой метод к анализу культур Океании, Гребнер приходит к следующим результатам[44]: в Океании существует от 6 до 10 культурных кругов, которые представляют собой такое же количество культурных наслоений, происходивших в определенной последовательности. Четыре более древние из них проникли на материк Австралии, равно как и на острова; остальные, более поздние, распространились только на острова, не затронув материка. Два самых древних культурных слоя Гребнер с большой неуверенностью разграничивает друг от друга: различаются они тем, что древнейший из них («тасманийская культура») проник в Тасманию, второй же («культура бумеранга») не достиг ее. Оба слоя вместе Гребнер характеризует некоторым количеством (от 17 до 37) культурных признаков, как напр., грубо заостренные копья, заслон от дождя и ветра, плащ из шкур, узкие отражательные щиты, посвятительные церемонии и т.д. Третьим культурным слоем является «западно-папуасская» (иначе «тотемическая») культура, характеризующаяся рядом признаков (Гребнер насчитывает их 15–18), как локальный экзогамный тотемизм с мужским счетом, помещение трупов на подмостки (Plattformbestattung), копьеметалка, круглая хижина и т.п. —4-м слоем Гребнер считает «восточно-папуасскую» (иначе «двух-классовую») культуру, для которой характерны: 2-классовая система с женской филиацией, тайные союзы и пляски в масках, земледелие, 4-угольные дома, широкий щит — и т.д. (всего 13–20 элементов). Позже явились «меланезийская культура лука», «протополинезийс-кая», «новополинезийская» и другие культуры, но они не коснулись Австралии.

Итак, в Австралии оказывается 4 последовательных культурных слоя, частью расположенных как бы друг на друге, частью географически раздельных, но во всяком случае сильно перемешанных друг с другом. Все они пришли в Австралию извне и при том порознь, и каждый занял более или менее определенный географический район: элементы двух древнейших культур сохранились, по Гребнеру, по преимуществу на юго-востоке, «тотемическая» культура занимает главным образом северо-западную часть материка и некоторые области на юго-востоке, «2-классовая» культура тянется через середину континента, от востока до запада, отодвигая к северу и к югу от себя элементы «тотемической» культуры. Детали процесса перемещения и смешения культур Гребнер старается выяснить в статье «Wanderung und Entwickelung sozialer Systeme in Australien» («Globus», B. 90, 1906). Обе последние культуры распространены и на островах Меланезии, где каждая из них имеет свой центр и свою область.

Если согласиться с конструкцией Гребнера (которую я не могу, к сожалению, изложить здесь более подробно), то получается совершенно отчетливая картина расслоения всей австралийской культуры: каждое племя получает, с большей или меньшей определенностью, свое место в том или ином культурном комплексе. Все сложные социальные образования у австралийцев (как, напр., брачные классы) могут тогда быть сведены к некоторым простым формам, из смешения, скрещивания которых они образовались. Все пестрые и запутанные явления, напр. тотемические, мы можем тогда как бы абстрагировать, свести к простейшему типу, отнести к некоторому определенному «культурному слою». Одним словом, последствия принятия схемы Гребнера — очень существенные, вся австралийская культура получает новое освещение. Немудрено, что целый ряд ученых (Вильг. Шмидт, Кнабенханс, Фаттер, Рохейм) приняли, в той или иной мере, концепцию Гребнера: она подкупает своей простотой и стройностью.

Но эта простота и стройность не должны скрыть от нас серьезнейших недостатков, которыми обладает схема Гребнера, недостатков, делающих ее для нас, в конечном счете, неприемлемой. Недостатки эти состоят в следующем[45]:

Гребнер оставляет почти в стороне вопрос о том, состояли ли намечаемые им культурные движения, создавшие теперешние культурные круги, в переселениях самих носителей этих культур, или только в диффузии культурных элементов. В большинстве случаев — в том числе и в случае Австралии — он склоняется скорее к первому допущению, но подчас говорит и об условиях диффузии. Последователи Гребнера стоят, вообще говоря, на точке зрения переселений.