Современное австраловедение: библиографический очерк, страница 14

Особенное внимание исследователей привлекает своеобразная, на первый взгляд загадочная система фратрий и брачных классов австралийцев, а также их система обозначений родства. После Файсона, о котором говорилось выше, первым занялся теоретической обработкой этого предмета Кунов. В своей основной работе[67] он произвел чрезвычайно обстоятельное и серьезное изучение систем родства и экзогамных организаций австралийцев и, несмотря на недостаточность в то время фактического материала, пришел к оригинальному и в значительной мере правильному, как теперь выясняется, пониманию этих явлений. В позднейшей же небольшой книжке[68] Кунов в несколько более общей форме, и пользуясь новыми источниками, повторяет свою концепцию. Термины «родства» у австралийцев являются, как показывает Кунов, по своему происхождению, не обозначениями кровного родства, а терминами, определявшими принадлежность к определенным социальным группам: возрастным классам и экзогамным единицам. Происхождение фратрий Кунов объясняет из экзогамных отношений, устанавливавшихся между определенными «ордами», классы же суть, по его пониманию, те же возрастные группы, закрепленные специальными обозначениями, причем поколения дедов и внуков получают одно и то же обозначение. Очень важно, что Кунов устанавливает тесную генетическую связь между терминологией родства и брачными классами. Но с другой стороны, концепция Кунова содержит ряд неубедительных, порой явно ошибочных утверждений. Так произвольной является его попытка установить эволюционную схему развития социальных форм в Австралии, схему, согласно которой в начале была чисто локальная организация типа курнаи, затем появляется родовая (тотемическая) организация, сперва при мужской филиации, потом переходящая к женской, наконец, образуются фратрии. Эта схема основана на недосказанном (и мало вероятном) допущении, — идущем еще от Моргана, но, впрочем, доныне еще многими разделяемом, — будто «малайская» система обозначений родства является более ранней, чем «турано-ганованская» (а «малайская» система существует, хотя и не в чистом виде, у курнаи, тогда как большинство австралийских племен придерживается «турано-ганованской»). Явно ошибочно и другое, лежащее в основе построений Кунова, утверждение, — будто самые ранние брачные ограничения состояли в запрещении браков лиц разных возрастных групп: в настоящее время в Австралии правилом являются именно браки лиц разного возраста, и ничто не свидетельствует, что прежде было иначе: Кунов смешал здесь возрастные группы с различением генеалогических поколений, что совсем не то же самое. Из этих произвольных допущений следуют и некоторые другие ошибки Кунова.

Как раз обратную схему развития социальных и брачных форм у австралийцев дает Хауитт[69], — его схема, более или менее полностью, принимается Спенсером, Фрэзером, Э. Лэнгом. Подобно куновской, эта схема построена, в основном, на чисто априорных основаниях, заимствованных из известной теории развития семьи Моргана. Для Хауитта, первобытным гипотетическим состоянием австралийского общества является «неделимая коммуна», в которой господствовал род коммунизма, по крайней мере, полового. Мало по малу, эта коммуна разделилась на две экзогамные половины (фратрии) с женской филиацией, — каковое деление имело целью помешать бракам кровных родственников; та же цель лежала в основе последующего развития, шедшего по двум путям: одни племена ввели подразделение на 4 класса, — а некоторые и на 8 классов, — другие же стали делиться на тотемические группы, превращавшиеся иногда, с переходом к мужскому счету родства, в чисто локальные группы, с исчезновением всяких организаций родства. Таким образом, самую примитивную систему сохраняют в настоящее время племена, делящиеся на 2 фратрии с женской филиацией и, частью, с групповым браком (область озера Эйр), племена же, считающие родство по мужской линии, с чисто индивидуальным браком и локальной экзогамией (юго-восток, особенно береговые племена), находятся на сравнительно высокой ступени развития, — обратно концепции Кунова. — Будучи чистой априорной, схема Хауитта, даже если она и верна, нуждается в более солидном обосновании.