Современное австраловедение: библиографический очерк, страница 3

Остановимся вкратце на главнейших достижениях полевой работы этого второго периода. Племена юго-восточного угла материка (Виктория, восточное и южное побережье) успели, как сказано, в значительной степени утратить свою культуру, или просто вымерли прежде, чем могло начаться их серьезное научное изучение. Для этой области мы имеем только работы Хауитта, имевшего долголетнее близкое знакомство с отдельными туземцами разных племен: его друзья — старики туземцы — сообщали ему сведения о своей былой жизни, верованиях. Материал, печатавшийся автором в ряде его статей главным образом в «Journal of Anthropological Institute», был потом им собран в большой сводной работе «Native tribes of South-East Australia», L., 1904, где говорится о социальных и брачных формах у юго-восточных племен и о их верованиях и обрядах; к сожалению, автор совершенно не касается материальной культуры и хозяйства туземцев. К этой области относятся и некоторые из многочисленных (их насчитывается до полутораста) статей Р. Мэтьюса, рассеянных по разным журналам[14]; Мэтьюс пользовался при собирании сведений главным образом сообщениями своих корреспондентов из разных местностей, и его показания поэтому не всегда достаточно надежны; нередко они противоречат сообщениям Хауитта о тех же племенах.

Племена более северных областей восточной части континента (Нов. Южн. Уэльса и Квинслэнда) сохранились значительно лучше, и чем дальше в глубь страны, тем в большей степени. Для этой области мы имеем прежде всего первоклассные исследования В. Рота (W. Roth): «Ethnological studies among the North — West — Central Queensland aborigines», 1897, и издаваемые им специальные бюллетени «North Queensland Ethnography», ряд выпусков (вышло не менее 16), посвященных отдельным сторонам жизни и культуры туземцев Квинслэнда. Рот, человек без специальной этнологической подготовки, но внимательный и добросовестный наблюдатель, по праву считается у этнологов самым надежным и точным источником. Быть может, именно отсутствие у него симпатий к определенным теоретическим направлениям немало способствовало этому. Затем, помимо ряда статей упомянутого уже Мэтьюса, можно указать здесь недурную, хотя несколько сбивчиво написанную монографию миссис Лангло Паркер о племени юалайи[15] (еще прежде Паркер издала два сборника мифов и сказок этого и соседних племен[16]). Некоторые племена юго-восточного Квинслэнда описаны Р. Земоном[17]. О двух береговых племенах Квинслэнда — каби и вакка — имеется хорошая работа миссионера Джона Мэтью[18]. Наконец, в Северном Квинслэнде в 1910–14 гг. работала шведская экспедиция Э. Мьёберга, краткий отчет о которой помещен в «Archiv für Anthropologie», hrsg. von Thilenius, N. F., B. 20, 1925.

Значительно большее поле для этнографических исследований сохраняют огромные пространства центральной и северной Австралии, еще очень слабо затронутые чужеземной цивилизацией. Здесь доныне бродят по степям и зарослям туземные племена, многие из которых почти не видели еще белого человека. Здесь по преимуществу и сосредоточивается с начала нашего столетия этнографическая полевая работа.

Прежде всего назовем получившие всеобщую известность работы Спенсера и Гиллена. Второй из этих авторов, будучи правительственным «протектором» туземцев, жил более 15 лет среди племени аранда и, хотя не овладел языком туземцев, но все же приобрел значительное знакомство с их жизнью и снискал их доверие, которым пользовался также и его сотоварищ по работе, проф. Болдуин Спенсер. Их первая книга посвящена главным образом племени аранда[19]. В 1901–1902 гг. оба автора предприняли экспедицию поперек материка на север, результатом чего была их вторая книга[20], с описанием двух десятков племен, посещенных ими. В популярной форме эта экспедиция описана ими затем в книге «Across Australia», L. 1912. По смерти Гиллена, Спенсер один работал в 1911–12 гг. среди племен Арнгемовой Земли (Сев. Территория), издав об этом книгу «The native tribes of the Northern Territory of Australia», L. 1914[21].