Современное австраловедение: библиографический очерк, страница 5

Но эти исследования касаются только части прибрежной полосы, где туземцы уже утратили свою культуру. Огромные же пространства Западной Австралии, ее степи и пустыни, остаются по настоящее время для этнографии почти что terra incognita. О многих племенах, живущих здесь, исследователи знают только по наслышке, а многие другие неизвестны нам даже по имени. Эта громадная область еще ждет своих исследователей, и надо надеяться, что здесь научная полевая работа начнется раньше, чем процесс разложения культуры под чужеземным влиянием зайдет слишком далеко.

Изложенное относится к накоплению печатных, литературных источников австраловедения. Параллельно шло, разумеется, и собирание музейного материала, о чем, однако, автор этих строк говорить не берется по недоступности для него большинства этого материала. Лучшие коллекции по австралийской культуре находятся в австралийских музеях, а также в больших музеях Западной Европы, особенно Германии и Англии.

3

Разработка накопляемого этнографического материала началась в самом конце прошлого века. Если не считать упомянутой книги Файсона и Хауитта, где ставятся некоторые теоретические вопросы, то началом этнологической обработки австралийской этнографии можно счесть книгу Г. Кунова (H. Cunow): «Die Verwandtschaftsorganisationen der Australneger», Stuttg., 1894.

Мы попытаемся наметить тот круг проблем, который создался в процессе теоретической работы над австралийским материалом, те линии, по которым шло его изучение, и те общие построения, какие возникли на почве этого изучения или имели с ним близкую связь.

Мы расположим свой обзор в таком порядке: сначала возьмем работы, касающиеся австралийской культуры в целом, ее состава и происхождения, а потом перейдем к работам, посвященным отдельным сторонам этой культуры.

Сводных работ об австралийцах, работ, которые охватывают все стороны их культуры, очень мало. Кроме совершенно устаревшего труда Кёрра[37] и, столь же устаревших, соответствующих глав в общих работах Пешеля, Ратцеля и Гельвальда, мы можем указать только на краткую сводку сведений об австралийцах у Мэтью[38], да на популярную книжку Томаса[39]: книга Мэтью тоже, впрочем, утратила добрую долю ценности, но книга Томаса, хотя и очень неполна, но, при своем объеме, довольно удачна. Можно назвать еще книгу Солласа[40], где одна глава посвящена культуре австралийцев, и статью Бушана «Australien» в коллективной работе под его же редакцией, — «Illustrierte Völkerkunde».

Более интересным представляется не синтез, а анализ австралийской культуры, работа в направлении разложения ее на составные элементы и построения известной схемы исторического развития ее.

Вопрос об этническом и культурном составе австралийского культурного комплекса уже давно занимает исследователей. Оставляя в стороне более старые взгляды на этот счет, по большей части лишенные уже научного значения, коснемся только более новых и более серьезных попыток разложить австралийскую культуру на составные части.

Одна из самых солидных принадлежит Джону Мэтью[41]. На основании, главным образом, антропологических и лингвистических данных, а также фактов культуры, мифологии, Мэтью утверждает, что первоначальным насельником Австралии был народ, близкий к папуасской расе, который сохранился до последнего времени в Тасмании (между прочим, взгляд на тасманийцев, как на представителей самого первобытного населения Австралии, разделяется почти всеми исследователями). Позже в Австралии появляется народ, родственный дравидам Индии, а еще позже — малайцы. Следы смешения всех этих трех элементов Мэтью старается отыскать и в физическом типе австралийцев, и в их языке, и в культуре. Между прочим, этим древним смешением рас (папуасской и дравидской) Мэтью объясняет происхождение австралийских фратрий, а также очень распространенного в Австралии мифологического мотива — мифа о борьбе птиц. Конечно, приемы Мэтью, употребляемые им особенно в лингвистическом анализе, грубоваты, примитивны, — но нельзя не признать правильным тот путь, которым он стремился разрешить задачу: изучение антропологических, языковых и культурных данных. Поэтому и те выводы, к которым он приходит, могут оказаться в значительной степени правильными, — если не говорить о весьма сомнительном малайском элементе.