Контроль состояния коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля. Изучение конструкции измерительных средств и методов технического контроля коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля, страница 9

При проверке натяга определяют деформацию вкладышей, которую контролируют по плотности посадки и площади прилегания по краске к поверхности подшипникового гнезда типового стенда (приспособления) или гнезда блока дизеля. При этом вкладыши, обжатые в подшипниковом гнезде, при обстукивании не должны перемещаться (нет «отдачи» в руку). Торцы вкладышей должны располагаться строго по разъему постели и крышки приспособления стенда и плотно прилегать друг к другу. Щуп толщиной 0,03 мм не должен застревать. Между тыльными поверхностями вкладышей и гнездом подшипника не должно быть зазора. В отдельных местах щуп толщиной 0,03 мм не должен заходить между сопрягаемыми поверхностями  на глубину более 15 мм. Отпечаток каски на тыловой стороне должен быть равномерный и не менее 70 % площади.

Установленный натяг парных вкладышей одного подшипника допускается восстанавливать меднением (дизель Д100), приклеиванием к поверхности каждого стыка нерабочего вкладыша одной металлической пластины, наращиванием тыльной части клеем (Ф-40) или плазменным напылением [6, 9–11].

Нормы допускаемых размеров натяга подшипников коленчатых валов дизелейД100, 14Д40 (11Д45) и Д49 приведены в таблице 1.

2 Оборудование, приборы и инструмент

Типовой стенд модели А448 предназначен для определения натяга вкладышей коренных и шатунных подшипников дизелей Д100 или K6S310DR. На рисунке 1 представлена схема типового стенда модели А448.

Стенд состоит из стола, на нижней плите которого установлены воздушные цилиндры 5.На верхнем листе стола смонтированы две постели 4, копирующие корпусы коренного и шатунного подшипников коленчатого вала дизеля. Крышка 3 каждой постели связана тягами со штокам воздушного цилиндра 5. В надпоршневое пространство воздушного цилиндра через кран 6 и клапан максимального давления 1 подводится сжатый воздух, который создает усилие, необходимое только для плотного прижатия контролируемых вкладышей к постели. Для контроля давления воздуха в цилиндрах на верхнем листе стола установлены манометры 2.

Надпись: 2
 


1 – кран;

2 – манометр;

 3 – крышка;

4 – постель;

5 – цилиндр воздушный;

6 – кран

 


Рисунок 1 – Схема типового стенда модели А448

2.2 Микрометр типа МК 25 с пределом измерения 0–25 мм и ценой деления 0,01 мм.

2.3 Набор щупов № 1 и 2, кл.2.

2.4 Молоток массой 2 кг (из красной меди) или деревянный молоток.

2.5 Краска (масло), кисть, ветошь

Объектом контроля являются комплекты вкладышей коренных и шатунных подшипников дизеля Д100.

3 Порядок выполнения работы

3.1 Наружный осмотр вкладышей подшипников коленчатого вала дизеля. Осмотреть состояние вкладышей подшипников коленчатого вала дизеля, проверить отсутствие трещин путем остукивания деревянным молотком по тыльной части. Дребезжащий звук указывает на наличие трещин. Установить пригодность вкладышей к дальнейшей работе, необходимость ремонта или замены.

3.2 Определение износа и ступенчатости вкладышей подшипников коленчатого вала дизеля.

3.2.1 Измерить микрометром толщину вкладышей в средней части в соответствии со схемой обмера. Схема обмера вкладышей подшипников дизеля Д100 приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Схема обмера вкладышей подшипников дизеля

Наименьший размер по каждому вкладышу принимают за действительную (измеренную) их толщину. Данные занести в журнал лабораторных работ.

3.2.2 Определить износ каждого вкладыша подшипников, для чего сравнивают измеренную толщину вкладыша с чертежной, с указанной на боковой поверхности. При уменьшении толщины вкладыша (вследствие износа) более чем на 0,15 мм вкладыш заменяют.