Вкладыши подшипников должны иметь прессовую посадку в подшипниковых узлах. При сборке подшипника вкладыши обжимают, создавая натяг. Это обусловлено геометрическими параметрами вкладышей, изготавливаемых с увеличенным наружным диаметром относительно расточки постели подшипника.
Для безаварийной работы дизеля между вкладышами подшипников и шейками коленчатого вала необходим масляный слой, обеспечивающий соответствующее жидкостное трение. Для создания жидкостного трения необходимо, чтобы в несущей части масленого слоя развивались гидравлические давления, при которых результирующая сила обеспечивала бы поднятие вала относительно подшипника на вполне определенный минимальный размер (зазор «на масло») [9].
1.2 Объем работ при техническом обслуживании и текущем
ремонте подшипников коленчатого вала дизеля
Техническое обслуживание ТО-3. Перед постановкой тепловозов на техническое обслуживание ТО-3 при работающем дизеле проверяют ритмичность работы узлов и механизмов, отсутствие посторонних шумов и стуков, а также величину давления масла (при необходимости регулируют).
При остановленном дизеле открывают боковые люки картера дизеля (у дизеля типа Д100 дополнительно люки верхней крышки блока) и проверяют отсутствие видимых трещин в крышках подшипников, крепление гаек коренных и шатунных подшипников, положение стыков вкладышей. Контролируют остояние шплинтовки гаек болтов подвесок и шатунных болтов. Прокачивают дизель маслом, проверяют состояние маслопровода и трубок, подводящих масло на смазку коренных и шатунных подшипников.
Текущий ремонт ТР-1. Выполняют работы в объеме технического обслуживания ТО-3. Кроме того, проверяют укладку коленчатого вала (прилегание шеек вала к нижним вкладышам) и измеряют зазор «на масло» в вертикальной плоскости между каждой коренной шейкой, верхним и нижним вкладышами с помощью щупа без отсоединения генератора.
На первом текущем ремонте ТР-1 после постройки или капитального ремонта производят дозатяжку каждого болта подвесок на 1/3 грани или на два деления до совпадения следующего шлица гайки и отверстия в болте под шплинт. После дозатяжки проверяют зазоры «на масло» и укладку коленчатого вала.
Текущий ремонт ТР-2. Выполняют работы в соответствии с объемом текущего ремонта ТР-1. У дизеля типа Д100 дополнительно измеряют щупом суммарные зазоры «на масло» и определяют разность их в коренных подшипниках верхнего и нижнего коленчатых валов (кроме восьмого и девятого подшипников нижнего вала).
Разбирают и выполняют проверку состояния и ремонт шатунных подшипников коленчатого вала. У дизеля типа Д100 разбирают для проверки и определения ступенчатости коренные подшипники верхнего коленчатого вала.
Осматривают поверхность сеток и стенок поддизельной рамы. При наличии стружки или частиц бронзы (баббита), разбирают и осматривают состояние вкладышей коренных подшипников. Вкладыши, имеющие явно выраженные дефекты, заменяют:
– при наличии инородных металлических включений в слое свинцовистой бронзы (баббита) и на рабочей поверхности вкладыша;
– выкрашивании или отслоении заливки;
– наличии круговых рисок и забоин глубиной более 0,5 мм на тыльной части и поверхности, прилегающей к коленчатому валу, а также трещин независимо от их месторасположения;
– ослаблении посадки вкладышей и недостатке натяга, что можно обнаружить по наличию наклепа на поверхности стыков и тыловой части в виде отдельных мелких пятен или потемнения тыловой части.
Вкладыши, не имеющие вышеуказанных дефектов, подвергают обмеру. Проверяют наличие натяга вкладышей, прилегание их тыловых поверхностей и плотность посадки на типовом стенде или в приспособлении.
Установку и замену подшипников производят в соответствии с требованиями Правил ремонта [2–5].
У дизеля типа Д100 разбирают 4, 8, 10, 12-й коренные подшипники нижнего вала. Если износ рабочих вкладышей разобранных подшипников более 0,08 мм, вынимают все рабочие вкладыши нижнего вала.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.