Контроль состояния коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля. Изучение конструкции измерительных средств и методов технического контроля коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля, страница 6

Вкладыши подшипников должны иметь прессовую посадку в подшипниковых узлах. При сборке подшипника вкладыши обжимают, создавая натяг. Это обусловлено геометрическими параметрами вкладышей, изготавливаемых с увеличенным наружным диаметром относительно расточки постели подшипника.

Для безаварийной работы дизеля между вкладышами подшипников и шейками коленчатого вала необходим масляный слой, обеспечивающий соответствующее жидкостное трение. Для создания жидкостного трения необходимо, чтобы в несущей части масленого слоя развивались гидравлические давления, при которых результирующая сила обеспечивала бы поднятие вала относительно подшипника на вполне определенный минимальный размер (зазор «на масло») [9].

1.2 Объем работ при техническом обслуживании и текущем

ремонте подшипников коленчатого вала дизеля

Техническое обслуживание ТО-3. Перед постановкой тепловозов на техническое обслуживание ТО-3 при работающем дизеле проверяют ритмичность работы узлов и механизмов, отсутствие посторонних шумов и стуков, а также величину давления масла (при необходимости регулируют).

При остановленном дизеле открывают боковые люки картера дизеля (у дизеля типа Д100 дополнительно люки верхней крышки блока) и проверяют отсутствие видимых трещин в крышках подшипников, крепление гаек коренных и шатунных подшипников, положение стыков вкладышей. Контролируют остояние шплинтовки гаек болтов подвесок и шатунных болтов. Прокачивают дизель маслом, проверяют состояние маслопровода и трубок, подводящих масло на смазку коренных и шатунных подшипников.

Текущий ремонт ТР-1. Выполняют работы в объеме технического обслуживания ТО-3. Кроме того, проверяют укладку коленчатого вала (прилегание шеек вала к нижним вкладышам) и измеряют зазор «на масло» в вертикальной плоскости между каждой коренной шейкой, верхним и нижним вкладышами с помощью щупа без отсоединения генератора.

На первом текущем ремонте ТР-1 после постройки или капитального ремонта производят дозатяжку каждого болта подвесок на 1/3 грани или на два деления до совпадения следующего шлица гайки и отверстия в болте под шплинт. После дозатяжки проверяют зазоры «на масло» и укладку коленчатого вала.

Текущий ремонт ТР-2. Выполняют работы в соответствии с объемом текущего ремонта ТР-1. У дизеля типа Д100 дополнительно измеряют щупом суммарные зазоры «на масло» и определяют разность их в коренных подшипниках верхнего и нижнего коленчатых валов (кроме восьмого и девятого подшипников нижнего вала).

Разбирают и выполняют проверку состояния и ремонт шатунных подшипников коленчатого вала. У дизеля типа Д100 разбирают для проверки и определения ступенчатости коренные подшипники верхнего коленчатого вала.

Осматривают поверхность сеток и стенок поддизельной рамы. При наличии стружки или частиц бронзы (баббита), разбирают и осматривают состояние вкладышей коренных подшипников. Вкладыши, имеющие явно выраженные дефекты, заменяют:

– при наличии инородных металлических включений в слое свинцовистой бронзы (баббита) и на рабочей поверхности вкладыша;

– выкрашивании или отслоении заливки;

– наличии круговых рисок и забоин глубиной более 0,5 мм на тыльной части и поверхности, прилегающей к коленчатому валу, а также трещин независимо от их месторасположения;

– ослаблении посадки вкладышей и недостатке натяга, что можно обнаружить по наличию наклепа на поверхности стыков и тыловой части в виде отдельных мелких пятен или потемнения тыловой части.

Вкладыши, не имеющие вышеуказанных дефектов, подвергают обмеру. Проверяют наличие натяга вкладышей, прилегание их тыловых поверхностей и плотность посадки на типовом стенде или в приспособлении.

Установку и замену подшипников производят в соответствии с требованиями Правил ремонта [2–5].

У дизеля типа Д100 разбирают 4, 8, 10, 12-й коренные подшипники нижнего вала. Если износ рабочих вкладышей разобранных подшипников более 0,08 мм, вынимают все рабочие вкладыши нижнего вала.