Контроль состояния коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля. Изучение конструкции измерительных средств и методов технического контроля коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля, страница 28

1.3 Основные неисправности форсунок дизелей

в эксплуатации и способы их устранения

Работоспособность форсунок в эксплуатации нарушается, как правило, в результате изнашивания деталей, т. е. при изменении качества их поверхности, геометрических размеров и формы. Такие изменения ведут к потере герметичности запорного конуса распылителя, нарушению гидравлической плотности форсунки, ухудшению качества распыливания и отсечки топлива.

Состояние форсунок проверяют на типовом опрессовочном стенде и приспособлениях, позволяющих контролировать следующие параметры: давления начала подъема и конца закрытия иглы распылителя; качество распыливания; герметичность запорного конуса распылителя; гидравлическую плотность распылителя; засоренность распыливающих отверстий.

Давления начала подъема иглы определяется силой затяжки пружины (нажимного стакана) форсунки. Затяжку пружины форсунки производят на давление впрыскивания 28,0 + 0,5 МПа (дизель Д100), 32,0 ± 0,5 МПа [дизель 14Д40 (11Д45)] или 32,0 ± 0,6 (дизель Д49).

Качество распыливания топлива проверяют на типовом стенде прокачкой топлива через форсунку при частоте качания рычага стенда 60–80 раз в минуту (дизель Д100) или 40–50 раз в минуту [дизели 14Д45 (11Д45) и Д49]. Качество распыливания топлива исправной форсунки должно удовлетворять следующим требованиям:

– начало и конец впрыскивания топлива должны быть четкими и сопровождаться резким звуком;

– распыленное топливо должно быть туманообразным и равномерно распределенным по поперечному сечению струи;

– длина и форма струй из всех отверстий должны быть одинаковыми, отдельно вытекающие капли и сплошные струи не допускаются;

– образование «подвпрысков» в виде слабых струй из распылителя перед основным впрыском, а также подтекание в виде капли топлива после двух – трех впрыскиваний на носике соплового наконечника или распылителя не допускаются. Для дизеля типа Д49 после трех впрыскиваний топлива при частоте 60–80 впрыскиваний в минуту с последующим поднятием давления до 30 МПа и его падением с 30 до 20 МПа не должно наблюдаться отрыва капель от носика соплового наконечника распылителя. Допускается увлажнение носика соплового наконечника распылителя.

Для проверки герметичности запорного конуса распылителя снижают частоту катания стенда до 20–40 раз в минуту. Равномерная работа форсунки в этом случае свидетельствует о достаточной подвижности иглы. Герметичность конусного уплотнения распылителя проверяют созданием в форсунке давления топлива на 1–1,5 МПа меньше давления начала впрыскивания. При этом в течение 15 с топливо не должно проходить через сопряжение запирающих конусов иглы и корпуса распылителя при визуальном наблюдении за носиком соплового наконечника или распылителя [дизели Д100 и 14Д40 (11Д45)]. У дизеля Д49 в течение 20 с от носика соплового наконечника распылителя не должно быть отрыва капель. Допускается увлажнение носика соплового наконечника распылителя.

Если герметичность запорного корпуса распылителя не удовлетворяет указанным требованиям, распылитель заменяют или восстанавливают плоскость сопряжения взаимной притиркой конусов корпуса и иглы.

Для проверки гидравлической плотности распылителя (форсунки) оценивают герметичность нагнетательной системы стенда. Снижение давления в системе с 40 до 35 МПа должно происходить не менее чем за 5 минут.

Гидравлическая плотность распылителя определяется временем снижения давления в системе стенда с установленной форсункой через прецизионный зазор направляющего цилиндра распылителя. У дизеля типа Д49 падение давления с 25 до 20 МПа должно происходить в течение не менее 4 с при затяжке пружины на давление открытия иглы 27 МПа. Опрессовку проводят два раза. Разность двух полученных значений плотности не должна превышать 3 с.