Контроль состояния коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля. Изучение конструкции измерительных средств и методов технического контроля коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля, страница 10

3.2.3 Определить ступенчатость вкладышей не менее трех рядом расположенных опор коленчатого вала, для чего необходимо:

1) определить наибольшую разность (ступенчатость) между действительными (измеренными) толщинами вкладышей трех рядом расположенных опор коленчатого вала для вкладышей одной градации. Если вкладыши по своей толщине относятся к различным ремонтным градациям, то перед подсчетом величины ступенчатости их надо привести к одной градации, преимущественной для подшипников данного вала. Градационные размеры вкладышей подшипников коленчатого вала дизеля Д100 приведены в таблице 2;

Таблица 2Градационные размеры толщин вкладышей дизелей                      типа Д100                                                                          

В миллиметрах

Вкладыши

подшипников

Ремонтные размеры для градаций

0

1р

2р

3р

4р

5р

Коренные

19,00

19,25

19,50

19,75

20,00

20,25

Шатунные

9,50

9,75

10,00

10,25

10,50

10,75

2) сравнить наибольшую ступенчатость вкладышей с допустимыми значениями, регламентированными Правилами ремонта [2–5]. Для дизеля Д100 ступенчатость смежных рабочих вкладышей должна быть не более 0,03 мм;

3) заменить вкладыш подшипника с «лимитирующей» толщиной для получения ступенчатости указанной группы вкладышей в пределах нормы. Записать в журнал лабораторных работ, какой вкладыш подлежит замене и какая толщина должна быть у вновь устанавливаемого вкладыша.

Пример определения ступенчатости.

Измерением установлена толщина вкладышей трех смежных опор коренных подшипников коленчатого вала дизеля Д100: 19,24; 19,44; 19,22 мм, принадлежащих к разным ремонтным градациям: 1р; 2р;  1р соответственно.

Приводим толщины вкладышей к одной градации (1р), преимущественной для группы подшипников данного вала. Для этого вычитаем из размера «лимитирующего» вкладыша разницу по толщине между градациями (0,25 мм): 19,44 – 0,25 = 19,19 мм.

Получаем размеры вкладышей, приведенные к преимущественной градации 1р: 19,24; 19,19; 19,22 мм.

Тогда ступенчатость группы вкладышей составит 19,24 – 19,19 = 0,05 мм, что превышает допустимую ступенчасть вкладышей смежных опор коренных подшипников дизеля Д100 (не более 0, 03 мм).

Для получения ступенчатости указанных вкладышей в пределах нормы необходимо вкладыш с толщиной 19,44 мм заменить на вкладыш, имеющий толщину 19, 46 мм [6, 7].

3.3 Проверка величины натяга вкладышей, прилегание их тыльных поверхностей и плотность посадки на типовом стенде модели А448.

3.3.1 Протереть тыльные поверхности проверяемых вкладышей чистой салфеткой. На тыловых поверхностях вкладышей не должно быть заусенцев и забоин. При необходимости заусенцы и забоины зачисть шабером.

3.3.2 Протереть ложе постели 4 и ложе крышки 3 приспособления стенда чистой салфеткой и покрыть их тонким слоем краски или масла.

3.3.3 Поднять крышку приспособления в верхнее положение поворотом рукоятки крана 6. Поставить проверяемые парные (рабочий и нерабочий) вкладыши в приспособление так, чтобы их торцы расположились строго по разъему постели и крышки приспособления.

3.3.4 Обжать вкладыши в приспособлении, для чего поворачивают рукоятку крана 6 и опускают крышку 3 приспособления. Крышка должна плотно прилегать к поверхности постели. Торцы вкладышей должны располагаться строго по разъему постели и крышки приспособления стенда и плотно прилегать друг к другу. Щуп толщиной 0,03 мм не должен «закусывать». Проверить щупом прилегание тыльных поверхностей вкладышей к поверхностям расточки постелей и крышки приспособления. Щуп толщиной 0,03 мм не должен заходить между сопрягаемыми поверхностями в любом месте на глубину более 15 мм.