Контроль состояния коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля. Изучение конструкции измерительных средств и методов технического контроля коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля, страница 19

Высота гребня – это расстояние, измеренное по вертикали между вершиной гребня и поверхностью круга катания бандажа. Разность между размерами измеренной высоты гребня и высоты гребня после обточки характеризует величину проката по кругу катания колеса, возникающую в процессе эксплуатации.

Профиль поверхности катания колеса, контролируемые параметры и общий вид универсального шаблона для контроля параметров поверхности катания колесных пар ТПС модели УТ-1 приведен на рисунке 1.

Шаблон представляет собой сборный металлический каркас с системой рамок с зажимными устройствами и измерительных линеек. Количество линеек определяется числом контролируемых параметров и равно трем.

Металлический П-образный жестко склепанный остов каркаса имеет две вертикальные опоры. Одна опора 11 имеет упор 12 и жестко закреплена на расстоянии 70 мм от внутренней грани бандажа на круге катания. Другая опора с постоянным магнитом 1 и пластмассовой ручкой-державкой 2 предназначена для контактирования с внутренней гранью бандажа колеса. Обе вертикальные опоры соединены между собой горизонтальной штангой-линейкой 9, градуировка которой показывает толщину гребня.

1 – магнит постоянный; 2 – ручка-державка; 3 – винт фиксирующий;

4 – рамка; 5 – линейка вертикальная; 6 – линейка горизонтальная;

7 – винт зажимной; 8 – рамка; 9 – штанга; 10 – ножка измерительная;

11 – опора вертикальная; 12 –упор

Рисунок 1 – Шаблон универсальный модели УТ-1

На штанге 9 размещены рамка 8 с зажимным винтом 7 и вертикальная линейка 5. Рамка 8 снабжена измерительной ножкой 10, которая на 13 мм короче опоры 11. Вертикальная линейка 5 перемещается в рамке 4 и фиксируется винтом 3. Рамка 4 совместно с закрепленной на ней горизонтальной линейкой 6 имеет возможность горизонтального перемещения по штанге 9 и фиксируется на ней с помощью зажимного винта, расположенного с тыльной стороны шаблона. На нижнем конце вертикальной линейки 5 выполнен вертикальный паз и двухмиллиметровый выступ, которым обеспечивается вторая точка контакта торца линейки с гребнем контролируемого колеса. Паз предназначен для размещения в нем остроконечного наката гребня колеса в случае его наличия. Градуировка шкалы вертикальной линейки показывает высоту гребня.

На всех линейках в пределах диапазона измерений нанесена шкала с отметками в виде штрихов с ценой деления 1 мм. Каждое пятое деление шкалы отмечено удлиненным штрихом, а каждое десятое – более длинным штрихом, чем пятое, и соответствующим числом, указывающим миллиметры.

На шкале параметра крутизны гребня, расположенной на горизонтальной линейке, нанесена дополнительная риска на отметке 6.5 мм, соответствующая предельно допустимому размеру параметра

Рамки 4 и 8 снабжены нониусами со значениями отсчета 0,1 мм.

2.2 Шаблон-толщиномер для измерения толщины бандажа со шкалой до 100 мм. Предназначен для измерения толщины бандажа или обода цельнокатонного колеса. Общий вид шаблона-толщиномера приведен на рисунке 2.

1 – планка;

2 – винт фиксирующий;

3 – движок;

4 – штанга горизонтальная;         5 – винт зажимной;

6 – рамка;

7 – ножка мерительная

Рисунок 2 – Шаблон-толщиномер для измерения толщины бандажа

Толщиномер состоит из планки 1 и движка 3 с фиксирующим винтом 2. Движок 3 выполнен совместно с горизонтальной штангой 4 со шкалой. На штанге 4 размещена рамка 6 с зажимным винтом 5 и мерительной ножкой 7. Градуировка шкалы позволяет устанавливать мерительную ножку на расстоянии 70 мм от внутренней грани бандажа на круге катания колеса. На планке 1 в пределах диапазона измерений (до 100 мм) нанесена шкала с отметками в виде штрихов с ценой деления 1 мм. Градуировка шкалы показывает толщину измеряемого бандажа. На конце планки 1 имеется упорный выступ, а деления шкалы нанесены так, чтобы при установке движка на нулевое деление конец мерительной ножки касался линии, проходящей через внутреннюю плоскость упорного выступа.