Контроль состояния коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля. Изучение конструкции измерительных средств и методов технического контроля коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля, страница 13

1.3 Основные неисправности цилиндровых втулок

в эксплуатации и способы их устранения

В эксплуатации встречаются следующие неисправности цилиндровых втулок: износ и задир рабочей поверхности втулки; потеря герметичности водяных и газовых стыков; повреждения резьбы адаптерных отверстий втулки (дизель Д100) и резьбовых отверстий шпилек газового стыка [дизели 14Д40 (11Д45) и Д49]; трещины и коррозионно-кавитационные разрушения втулки и рубашки; отложение накипи и шлама на охлаждающих поверхностях.

Износ рабочей поверхности цилиндровой втулки проявляется в изменении качества поверхности, нарушении геометрических размеров и формы втулки. Скорость изнашивания в большой мере зависит от температуры поверхностей трения, режимов работы дизеля, эффективности охлаждения, качества масла и топлива, запыленности атмосферного воздуха и качества его очистки.

Повышенный износ втулок наблюдается в зоне их контакта с верхними компрессионными кольцами при нахождении поршня в верхней мертвой точке (ВМТ), а также в зоне продувочных и выпускных окон [дизели Д100 и 14Д40 (11Д45)].

Изменение рабочей поверхности от правильной геометрической формы цилиндровой втулки в виде овальности и конусообразности связано с неравномерностью износа по окружности и длине. Этот износ является следствием дополнительного давления поршня на стенку втулки под действием силы, лежащей в плоскости движения шатуна и являющейся одной из составляющих силы давления газа.

Величину и характер износа цилиндровой втулки определяют контактным способом с использованием индикаторного нутромера.Измерение ведут в трех (двух) поясах [дизель Д49 – в двух поясах, дизель 14Д40(11Д45) – в трех поясах, дизель Д100 – в трех поясах для каждого поршня] и двух плоскостях – перпендикулярной и параллельной оси коленчатого вала. При несоответствии величины износа и овальности нормам допускаемых размеров втулки заменяют. Нормы допускаемых размеров цилиндровых втулок дизелей Д100, 14Д40 (11Д45) и Д49 приведены в таблице 1 [2–5].

Таблица 1 – Нормы допускаемых размеров втулки цилиндра

В миллиметрах

Параметр

Чертежный

размер

Допускаемый размер1)

Браковочный размер2)

Дизель Д100

Внутренний диаметр на расстоянии 490 мм от верхней и нижней кромок

207,000–207,045

207,00–207,50

Более 207,60

Овальность рабочей поверхности

0,00–0,05

0,00–0,25

Более 0,30

Дизель 14Д40 (11Д45)

Внутренний диаметр

230,000–230,045

230,00–230,30

Более 230,35

Овальность рабочей поверхности при сборке с крышкой

0,00 – 0,04

0,00–0,01

Более 0,02

Дизель Д49

Внутренний диаметр:

1) в районе остановки верхнего компрессионного кольца

2) на остальной части

259,960–260,052

259,960–260,052

259,96–260,40

259,96–260,20

Более 260,50

Более 260,25

Овальность рабочей поверхности при сборе с крышкой на расстоянии 360 мм от нижнего торца

0,00–0,035

0,00–0,05

Более 0,08

1) При выпуске из текущих ремонтов ТР-2, ТР-3.

2) При выпуске из текущего ремонта ТР-1 и непланового ремонтов.

Не допускается к дальнейшей работе втулки, имеющие на рабочей поверхности задиры или глубокие риски на длине хода поршня.

Местные натиры и отдельные мелкие риски на рабочей поверхности втулок глубиной до 0,5 мм у дизелей Д100 и Д49 и до 0,2 мм и площадью не более 25 мм2  – у дизеля 14Д40 (11Д45) допускается обрабатывать алмазным инструментом с последующей полировкой, не выводя их на всю глубину.

Наработок (уступ) более 0.15 мм, образующийся в районе остановки первого компрессионного кольца в верхней мертвой точке (ВМТ), и фаску шириной до 2 мм и глубиной до 0,2 мм устраняют механической обработкой или хонингованием.