1.3 Основные неисправности цилиндровых втулок
в эксплуатации и способы их устранения
В эксплуатации встречаются следующие неисправности цилиндровых втулок: износ и задир рабочей поверхности втулки; потеря герметичности водяных и газовых стыков; повреждения резьбы адаптерных отверстий втулки (дизель Д100) и резьбовых отверстий шпилек газового стыка [дизели 14Д40 (11Д45) и Д49]; трещины и коррозионно-кавитационные разрушения втулки и рубашки; отложение накипи и шлама на охлаждающих поверхностях.
Износ рабочей поверхности цилиндровой втулки проявляется в изменении качества поверхности, нарушении геометрических размеров и формы втулки. Скорость изнашивания в большой мере зависит от температуры поверхностей трения, режимов работы дизеля, эффективности охлаждения, качества масла и топлива, запыленности атмосферного воздуха и качества его очистки.
Повышенный износ втулок наблюдается в зоне их контакта с верхними компрессионными кольцами при нахождении поршня в верхней мертвой точке (ВМТ), а также в зоне продувочных и выпускных окон [дизели Д100 и 14Д40 (11Д45)].
Изменение рабочей поверхности от правильной геометрической формы цилиндровой втулки в виде овальности и конусообразности связано с неравномерностью износа по окружности и длине. Этот износ является следствием дополнительного давления поршня на стенку втулки под действием силы, лежащей в плоскости движения шатуна и являющейся одной из составляющих силы давления газа.
Величину и характер износа цилиндровой втулки определяют контактным способом с использованием индикаторного нутромера.Измерение ведут в трех (двух) поясах [дизель Д49 – в двух поясах, дизель 14Д40(11Д45) – в трех поясах, дизель Д100 – в трех поясах для каждого поршня] и двух плоскостях – перпендикулярной и параллельной оси коленчатого вала. При несоответствии величины износа и овальности нормам допускаемых размеров втулки заменяют. Нормы допускаемых размеров цилиндровых втулок дизелей Д100, 14Д40 (11Д45) и Д49 приведены в таблице 1 [2–5].
Таблица 1 – Нормы допускаемых размеров втулки цилиндра
В миллиметрах
Параметр |
Чертежный размер |
Допускаемый размер1) |
Браковочный размер2) |
Дизель Д100 |
|||
Внутренний диаметр на расстоянии 490 мм от верхней и нижней кромок |
207,000–207,045 |
207,00–207,50 |
Более 207,60 |
Овальность рабочей поверхности |
0,00–0,05 |
0,00–0,25 |
Более 0,30 |
Дизель 14Д40 (11Д45) |
|||
Внутренний диаметр |
230,000–230,045 |
230,00–230,30 |
Более 230,35 |
Овальность рабочей поверхности при сборке с крышкой |
0,00 – 0,04 |
0,00–0,01 |
Более 0,02 |
Дизель Д49 |
|||
Внутренний диаметр: 1) в районе остановки верхнего компрессионного кольца 2) на остальной части |
259,960–260,052 259,960–260,052 |
259,96–260,40 259,96–260,20 |
Более 260,50 Более 260,25 |
Овальность рабочей поверхности при сборе с крышкой на расстоянии 360 мм от нижнего торца |
0,00–0,035 |
0,00–0,05 |
Более 0,08 |
1) При выпуске из текущих ремонтов ТР-2, ТР-3. 2) При выпуске из текущего ремонта ТР-1 и непланового ремонтов. |
Не допускается к дальнейшей работе втулки, имеющие на рабочей поверхности задиры или глубокие риски на длине хода поршня.
Местные натиры и отдельные мелкие риски на рабочей поверхности втулок глубиной до 0,5 мм у дизелей Д100 и Д49 и до 0,2 мм и площадью не более 25 мм2 – у дизеля 14Д40 (11Д45) допускается обрабатывать алмазным инструментом с последующей полировкой, не выводя их на всю глубину.
Наработок (уступ) более 0.15 мм, образующийся в районе остановки первого компрессионного кольца в верхней мертвой точке (ВМТ), и фаску шириной до 2 мм и глубиной до 0,2 мм устраняют механической обработкой или хонингованием.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.