Контроль состояния коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля. Изучение конструкции измерительных средств и методов технического контроля коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля, страница 7

Текущий ремонт ТР-3. Перед разборкой любого подшипника производят проверку осевого разбега вала в опорно-упорном подшипнике, укладки коленчатого вала и зазоров на «масло» с помощью щупа при отсоединенном генераторе. При уменьшении зазоров «на масло» и нарушении укладки коленчатого вала вкладыши коренных подшипников разбирают для осмотра. Демонтированные вкладыши коленчатого вала очищают, осматривают и проверяют толщину и натяг на типовом стенде или в приспособлении.

В случае если нарушение укладки коленчатого вала не обнаружено, полную разборку и осмотр коренных вкладышей не производят.

У дизеля Д100 разбирают коренные подшипники и снимают верхний коленчатый вал. На втором текущем ремонте ТР-3 заменяют канавочные вкладыши (кроме коренных нижнего коленчатого вала) независимо от их состояния новыми. Нерабочие вкладыши допускается оставлять для дальнейшей работы только после тщательной проверки их состояния, которое должно удовлетворять техническим требованиям.

У дизеля Д49 при неудовлетворительной укладке коленчатого вала в коренных подшипниках её исправляют перезатяжкой болтов крепления подвесок или заменяют вкладыши с повторной проверкой укладки. После замены вкладышей проводят обкатку дизеля по режимам в соответствии с требованиями Правил ремонта [2–5].

1.3 Основные неисправности подшипников коленчатого вала

дизеля в эксплуатации и способы их устранения

Основными повреждениями подшипников коленчатого вала дизеля являются: изнашивание (абразивный и кавитационный износы) и задир рабочей поверхности; ослабление в посадке (потеря натяга); выкрашивание антифрикционного слоя (усталостный износ).

Абразивный износ подшипников коленчатого вала дизеля характеризуется высокой скоростью износа рабочей поверхности и обусловлен воздействием твердых частиц, находящихся в масле. В основном этому виду повреждений подвержены рабочие (несущие) вкладыши подшипников наиболее нагруженных опор.

Для определения износа осматривают и измеряют толщину вкладышей при помощи специального микрометра со сферическим концом ножки. Толщину вкладышей изменяют по одной линии в средней части с каждой стороны на расстоянии 30 мм от торцов (дизель Д100) или 20 мм [дизели 14Д40 (11Д45) и Д49]. Минимальный размер принимают за действительную толщину вкладыша. Сравнивая полученное значение с первоначальной толщиной, выбитой на вкладыше, находят износ. Если он у рабочих вкладышей более 0,15 мм (дизель Д100), более 0,14 мм [дизель 14Д40 (11Д45)]или более 0,10 мм (дизель Д49), вкладыши заменяют. Нормы допускаемых размеров толщины вкладышей подшипников коленчатых валов дизелейД100, 14Д40 (11Д45) и Д49 приведены в таблице 1 [2–5].

При замене вкладышей необходимо обеспечить разницу в толщине смежных рабочих вкладышей (ступенчатость вкладышей) не более 0,04 мм [дизели 14Д40 (11Д45) и Д49] или не более 0,03 мм (дизель Д100). Ступенчатостью рабочих вкладышей одного коленчатого вала принято считать наибольшую разность между их толщинами в средней части (для вкладышей одной градации). Если вкладыши по своей толщине относятся к различным ремонтным градациям, то перед подсчетом величины ступенчатости их надо привести к одной градации, преимущественной для подшипников данного вала. Ступенчатость вкладышей определяют по действительной толщине не менее трех рабочих вкладышей, смежных или рядом расположенных подшипников.

Кавитационный износ антифрикционного слоя подшипников обусловлен явлением образования и разрушения парогазовых пузырьков в масле и имеет вид ямок с размытыми краями, более крупных у вкладышей с баббитовой заливкой и мелких у вкладышей с заливкой из свинцовистой бронзы. Интенсивность кавитационного износа возрастает при попадании топлива в масло, с последующим понижением его вязкости, или длительной работе на окисленном масле.