– опирающиеся фланцем на блок дизеля и прикрепленные к нему при помощи шпилек (дизель типа Д100);
– опирающиеся буртом на верхнюю плиту блока и притянутые к ней крышками цилиндра (дизель Д70).
Для изготовления втулок цилиндра используют молибденовый чугун повышенной прочности. Внутреннюю поверхность цилиндровых втулок хонингуют. Зеркало чугунных втулок фосфатируют, что улучшает маслоемкость и прирабатываемость трущихся поверхностей. Для увеличения износостойкости втулки хромируют. Хромовое покрытие хорошо сопротивляется абразивному изнашиванию, обладает антикоррозионными свойствами и отличается низким коэффициентом трения.
Скорость изнашивания зеркала втулок цилиндра в значительной мере зависит от температуры поверхностей трения, режимов работы дизеля, эффективности охлаждения, качества масла и топлива, запыленности воздуха и качества его очистки.
Для повышения износостойкости втулки перед хромированием накатывают роликами, создавая микрорельеф на рабочей поверхности. Образованные каналы и поры на зеркале хромированной втулки обеспечивают удержание слоя смазки.
Износ рабочей поверхности втулки цилиндров при устранении других повреждений определяет совместно с состоянием коленчатого вала ресурс дизеля [6, 9].
1.2 Объем работ при техническом обслуживании и текущем
ремонте цилиндровых втулок
Техническое обслуживание ТО-3 и текущий ремонт ТР-1. Перед постановкой тепловозов на техническое обслуживание ТО-3 и текущий ремонт ТР-1 при работающем дизеле проверяют ритмичность работы дизеля, механизмов и агрегатов, отсутствие посторонних шумов, стуков и вибрации в механизмах и агрегатах тепловоза. У дизелей 14Д40 (11Д45) и Д49 дополнительно проверяют отсутствие пробоя газов по медным кольцам газового уплотнения крышек цилиндров и цилиндровых втулок.
При остановленном дизеле при вскрытых люках ресивера и картера осматривают состояние рабочих поверхностей втулок цилиндров через продувочные окна и со стороны картера. Очищают продувочные окна цилиндровых втулок. Кроме того, у дизеля типа Д100 открывают крышки люков выпускных коллекторов и очищают от нагара выпускные окна цилиндровых втулок.
У дизелей 14Д40 (11Д45) и Д49 на первом техническом обслуживании ТО-3 после текущего ремонта ТР-3 и капитального ремонта проводят дополнительную затяжку шпилек крепления цилиндровых втулок к крышкам цилиндров.
Текущие ремонты ТР-2, ТР-3. При текущих ремонтах ТР-2 и ТР-3 цилиндровые втулки демонтируют с дизеля для осмотра их состояния и определения износа и овальности деталей. Демонтированные с дизеля втулки очищают. До демонтажа втулок из блока и после монтажа на блок измеряют их рабочую поверхность индикаторным нутромером в двух плоскостях (перпендикулярной и параллельной оси коленчатого вала) и в трех (двух) поясах.
У дизеля 14Д40 (11Д45) дополнительно очищают полость охлаждения блока дизеля и наружные поверхности втулок от осадка и накипи.
У дизеля Д100 проводят магнитную дефектоскопию мест около адаптерных отверстий в гильзах цилиндров и их рубашках, а у дизелей 14Д40 (11Д45) и Д49 – цветную дефектоскопию бурта втулки вокруг отверстий под шпильки уплотнения газового стыка.
Демонтированные втулки осматривают, проверяют износ и овальность рабочих поверхностей. Втулки обмеряют по внутреннему диаметру и наружным опорным поясам. Осмотр и обмеры втулок цилиндров у дизелей типа 14Д40 (11Д45) и Д49 производят без крышек цилиндров.
В случае течи воды, обнаруженной при опрессовке, у дизелей типа Д100 и Д49 с втулок спрессовывают рубашки и восстанавливают герметичность водяных стыков. Во всех случаях, когда рубашка спрессована с втулки, наружную поверхность втулок и внутреннюю поверхность рубашек очищают от отложений и накипи.
После монтажа цилиндровых втулок в блок дизеля проверяют герметичность всех соединений опрессовкой давлением 0,3–0,4 МПа в течение не менее 5 мин.
На втором текущем ремонте ТР-3 (один раз между капитальными ремонтами) и капитальных ремонтах КР-1 и КР-2 втулки цилиндров заменяют независимо от состояния [2–5].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.