Контроль состояния коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля. Изучение конструкции измерительных средств и методов технического контроля коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля, страница 11

3.3.5 Поднять крышку 3 приспособления, вынуть вкладыши из приспособления и по отпечатку краски проверить прилегание их тыльных поверхностей к поверхности расточки постели и крышки приспособления. Отпечаток краски на тыловой стороне должен быть равномерный и не менее 70 % площади. При необходимости разрешается подшабрить тыловые поверхности вкладышей до получения требуемого прилегания.

3.3.6 Протереть тыльные поверхности вкладышей и поверхности расточки постели и крышки приспособления сухой салфеткой. Остаток краски или масла не допускается.

3.3.7 Установить вкладыши в приспособление, обжать и проверить плотность их посадки. Плотность посадки проверяют отсутствием продольного перемещения вкладышей относительно постели при обстукивании деревянным молотком по торцу вкладыша. Если при обстукивании вкладыши не перемещаются в постели и крышке приспособления (нет «отдачи» в руку), то плотность посадки вкладышей обеспечена.

3.3.8 Измерить щупом зазоры между крышкой и ос- нованием постели приспосо- бления стенда в плоскости разъема, т. е. суммарный зазор (С + С'), который принимается за действительную величину натяга двух вкладышей дан- ного подшипника. Убедиться в отсутствии «зазора в усах». Схема измерения натяга подшипника приведена на рисунке 3.32

                                                                      Рисунок 3 – Схема измерения натяга

                              подшипников

3.3.9 Определить натяг одного вкладыша (на одну сторону) данного подшипника по формуле

Δh = (С + С')/ 2.

Результаты замеров и расчетов занести в таблицу журнала лабораторных работ.

3.3.10 Сравнить действительные значения натяга и площади прилегания тыльной поверхности вкладышей с допустимыми значениями, регламентированными Правилами ремонта (см. таблицу 1). Дать заключение о техническом состоянии вкладышей подшипника и дальнейшей возможности их эксплуатации.

Аналогичным образом проверяют вкладыши остальных контролируемых подшипников [6, 7].

При определении величины износа, ступенчатости и натяга вкладышей подшипников коленчатого вала дизеля необходимо соблюдать требования техники безопасности и производственной санитарии.

Контрольные вопросы

1 Чем определяется надежность работы вкладышей коленчатого вала дизеля?

2 Какие основные неисправности характерны для вкладышей подшипников коленчатого вала дизеля?

3 Как определяется износ подшипников коленчатого вала дизеля?

4 Что такое категорийные (градационные) ремонтные размеры?

5 Какие способы применяют для измерения зазора «на масло»?

6 Что такое «натяг», и какими способами измеряют величины натяга вкладышей подшипников?

7 Какими способами восстанавливают исправность технического состояния вкладышей подшипников коленчатого вала дизеля?

Лабораторная работа  № 3

Контроль состояния цилиндровой втулки дизеля

Цель работы. Изучение конструкции измерительных средств и методов технического контроля цилиндровой втулкидизеля.

1 Краткие Сведения из теории

1.1 Требования, предъявляемые к цилиндровым втулкам дизелей

При эксплуатации тепловозных дизелей на цилиндровые втулки воздействует комплекс механических и тепловых нагрузок, поэтому надежность работы в значительной степени определяется их усталостной прочностью и жесткостью. Цилиндровые втулки должны иметь износостойкую внутреннюю рабочую поверхность и обладать кавитационно-коррозионной стойкостью поверхностей, омываемых водой.

В зависимости от способа водяного охлаждения цилиндровые втулки разделяют на два типа:

– без водяных рубашек, когда водяная полость образована между втулкой и стенками блока дизеля [дизель 14Д40 (11Д45)];

– с водяной рубашкой, когда водяная полость образована между втулкой и напрессованной на нее рубашкой (дизели Д100 и Д49).

В зависимости от способа установки и закрепления в блоке дизеля втулки цилиндров подразделяют на три типа:

– подвесные, соединенные с крышкой цилиндра шпильками через прокладку, уплотняющую газовый стык [дизели 14Д40 (11Д45) и Д49];