Контроль состояния коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля. Изучение конструкции измерительных средств и методов технического контроля коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля, страница 5

3.2.3 Произвести измерение диаметра коренной (шатунной) шейки в указанных взаимно перпендикулярных плоскостях в двух поясах. Для этого устанавливают измерительную пяту 2 и микрометрический винт 3 (см. рисунок 1) таким образом, чтобы линия измерения шейки совпала с осевым сечением контролируемого пояса в измеряемой плоскости. Вращая за трещотку 8, зажимают шейку коленчатого вала до щелчка трещотки 8 и фиксируют стопором 4 микрометрический винт 3. Снимают микрометр и читают показания по масштабной шкале стебля 6 и нониусной шкале барабана 7 инструмента. Отсчет целых значений и десятых долей миллиметра ведут по масштабной шкале. Сотые доли миллиметра в случае, если кромка барабана 7 остановилась в середине масштабной шкалы, читают по нониусной шкале.

Повторяют измерение для других плоскостей первого и второго поясов контролируемой шейки вала.

Аналогично определяют величину диаметров по каждой контролируемой коренной и шатунной шеек вала.

При определении бочкообразности и корсетности шеек вала измерение шейки ведут по трем поясам.

При измерении шеек коленчатого вала дизеля необходимо соблюдать требования техники безопасности и производственной санитарии.

3.2.4 Занести результаты замеров в таблицу журнала лабораторных работ. Определить овальность и конусность по каждой контролируемой шейке коленчатого вала.

3.2.5 Определить принадлежность диаметров шеек вала к категорийным ремонтным размерам.

3.2.6 Сравнить максимальные значения овальности и конусности с допустимыми и браковочными значениями, регламентированными Правилами ремонта (см. таблицу 1) и дать заключение о техническом состоянии шеек коленчатого вала и необходимости его ремонта [6, 8].

Контрольные вопросы

1 Какой измерительный инструмент применяют при обмере шеек коленчатого вала дизеля? Дайте описание их конструкции.

2 Какие наиболее характерные повреждения коленчатого вала встречаются при эксплуатации тепловозных дизелей?

3 Как измеряют рабочую поверхность шеек коленчатого вала дизеля?

4 Как определяют очередной категорийный ремонтный размер при перешлифовке шеек коленчатого вала?

5 Как измеряют изгиб коленчатого вала дизеля?

6 При наличии каких повреждений бракуют коленчатые валы?

7 Какие применяют способы восстановления исправного технического состояния коленчатого вала дизеля?


Лабораторная работа  № 2

Определение величины износа, ступенчатости и

натяга вкладышей подшипников

коленчатого вала дизеля

Цель работы. Изучение конструкции технологического оборудования и методов освидетельствования подшипников коленчатого вала дизеля.

1 КРАТКИЕ Сведения из теории

1.1 Требования, предъявляемые к подшипникам

коленчатого вала дизеля

Надежность работы вкладышей коленчатого вала зависит от конструктивных параметров, свойств материалов вкладышей, шероховатостей трущихся поверхностей и условий циркуляции масла в подшипнике. Работоспособность подшипникового узла во многом определяется жесткостью коленчатого вала, блока и постелей под вкладыши, а также величиной нагрузок на вкладыши подшипников. Для увеличения сроков службы подшипников, предупреждения отказов и повреждений необходимо соблюдение технологии разборки, восстановления и сборки подшипниковых узлов, своевременность профилактических и ремонтных работ [9].

В подшипниковых узлах устанавливают многослойные тонкостенные [дизели 14Д40 (11Д45) и Д49] и толстостенные (дизель Д100) вкладыши. У дизелей 14Д40 (11Д45) и Д49 коренные подшипники имеют тонкостенные стальные вкладыши, залитые тонким слоем свинцовистой бронзы, на которую нанесен приработочный слой свинцовистого сплава. У дизеля типа Д100 толстостенные вкладыши выполнены из бронзы и залиты слоем свинцовистого баббита толщиной 0,5–0,7 мм.

Тонкостенные вкладыши, имеющие меньшие габариты и массу, более ремонтопригодны и надежны в эксплуатации по сравнению с толстостенными вкладышами. В подшипниках с тонкостенными вкладышами обеспечивается надежный, плотный контакт вкладыша с постелью подшипника, что способствует улучшению теплоотвода с его несущей поверхности и снижению усталостной нагрузки на заливку.