Контроль состояния коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля. Изучение конструкции измерительных средств и методов технического контроля коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля, страница 18

г) при ползуне (выбоине) на поверхности катания у локомотивов, моторвагонного подвижного состава более 1,0 мм. При обнаружении в пути следования ползуна (выбоины) у локомотива глубиной от 1,0 до: 2,0 мм допускается следование поезда до ближайшей станции со скоростью не свыше 15 км/ч, а при ползуне свыше 2,0 до 4,0 мм – со скоростью не свыше 10 км/ч, где колесная пара должна быть заменена. При ползуне у локомотива свыше 4.0 мм разрешается следование со скоростью 10 км/ч при условии исключения возможности вращения колесной пары через ее вывешивание или иной способ транспортирования. Локомотив при этом должен быть отцеплен от поезда, тормозные цилиндры и тяговый электродвигатель (группа двигателей) поврежденной колесной пары отключены.

Запрещается выдавать в поезда ТПС с колесными парами, имеющими хотя бы один из следующих дефектов или отступлений:

а) выщербину, раковину или вмятину на поверхности катания глубиной более 3,0 мм или длиной у локомотива более 10,0 мм, б) выщербину или вмятину на вершине гребня длиной более 4,0 мм;

в) разницу диаметров бандажей колесных пар в комплекте под секцией тепловоза более 12 мм в пассажирском движении, а в грузовом движении – более 20 мм;

г) разницу прокатов у левой и правой стороны колесной пары более 2 мм;

д) ослабление бандажа на колесном центре, оси в ступице, зубчатого колеса на оси или ступице колесного центра, пальцев тягового привода в отверстиях приливов колесного центра цельнокатаного колеса или колесного центра на оси;

е) опасную форму гребня (параметр крутизны – менее 6,5 мм), измеряемую универсальным шаблоном УТ-1;

и) остроконечный накат гребня в зоне поверхности на расстоянии 2 мм от вершины гребня и до 13 мм от круга катания;

к) острые поперечные риски и задиры на шейках и предподступичных частях осей;

л) протертое место на средней части оси локомотива глубиной более 4,0 мм, а на оси моторвагонного подвижного состава – более 2,5 мм;

м) местное или общее увеличение ширины бандажа или обода цельнокатаного колеса более 6,0 мм;

н) ослабление бандажного кольца в сумме на длине более 30 % более чем в трех местах и ближе 100 мм от замка кольца;

о) толщину бандажей колесных пар тепловозов менее 40 мм (с нагрузкой на ось 23 т и выше) или менее 36 мм (с нагрузкой на ось менее 23 т);

р) трещины в ободе, диске, ступице и бандаже колеса ТПС;

с) кольцевые выработки на поверхности катания у основания гребня глубиной более 1,0 мм, на конусности 1:3,5 – более 2,0 мм и шириной более 15,0 мм. При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания бандажа нормы браковки – как для кольцевых выработок, расположенных у гребня.

В соответствии с ПТЭ номинальное расстояние между внутренними гранями колес у ненагруженной колесной пары должно быть 1440 мм. У локомотивов и вагонов, обращающихся в поездах со скоростью:

– до 120 км/ч отклонения допускаются в сторону увеличения и уменьшения не более 3 мм;

– от 120 до 140 км/ч отклонения допускаются в сторону увеличения не более 3 мм и в сторону уменьшения не более 1 мм [1].

2 Оборудование, приборы и инструмент

2.1 Шаблон универсальный для контроля параметров поверхности катания колесных пар тягового подвижного состава (ТПС) модели УТ-1. Он предназначен для измерения и контроля геометрических параметров поверхности катания бандажей колесных пар ТПС: толщины, параметра крутизны (выявления опасной формы) и высоты гребня.

Толщина гребня – это расстояние, измеренное по горизонтали на высоте 13 мм от поверхности круга катания колеса между двумя точками, лежащими по разные стороны от вершины гребня, одна из которых – в плоскости внутренней грани обода бандажа, другая – на наружной поверхности гребня.

Параметр крутизны гребня – это расстояние, измеренное по горизонтали между двумя точками наружной поверхности гребня, одна из которых находится в 2 мм от вершины, а другая – в 13 мм от круга катания колеса. Параметр крутизны гребня – комплексный и характеризует изменения формы и размеров гребня и всего профиля поверхности катания колеса, связанные с износами в процессе эксплуатации.