Выкрашивание антифрикционного слоя подшипников возникает после длительной работы подшипников и усталостного износа и имеет вид раковин и трещин, беспорядочно расположенных на рабочей поверхности. Ускорению процесса усталостного изнашивания способствуют нарушения технологии изготовления и хранения вкладышей, а также деформация деталей подшипников в процессе сборки и их эксплуатации.
При кавитационно-усталостном разрушении антифрикционного слоя подшипника в зоне трения (рабочей части) и площадью более 10 см2 в нерабочей части подшипники заменяют или производят перезаливку слоя с последующей обработкой.
Мелкие риски, забоины и заусенцы, обнаруженные на рабочей поверхности вкладышей, осторожно зачищают острым шабером. При наличии трещин вкладыши заменяют.
Таблица 1 – Нормы допускаемых размеров коренных подшипников коленчатых валов дизелей
В миллиметрах
Параметр |
Чертежный размер |
Допускаемый рамер1) |
Браковочный размер2) |
Дизель Д100 |
|||
Суммарный зазор на «масло» между шейкой вала и вкладышем |
0,15–0,23 |
0,15–0,30 |
Более 0,35 |
Торцовый натяг вкладышей на одну сторону |
0,08–0,25 |
0,08–0,25 |
Менее 0,08 |
Дизель 14Д40 (11Д45) |
|||
Толщина вкладыша |
7,37–7,39 |
7,30–7,39 |
Менее 7,25 |
Зазор «на масло» между шейкой вала и вкладышем (по щупу) |
0,15–0,28 |
0,15–0,28 |
Менее 0,15 Более 0,30 |
Величина выступания поверхности стыков вкладыша |
0,12–0,16 |
0,12–0,16 |
менее 0,12 |
Дизель Д49 |
|||
Толщина вкладыша с учетом гальванопокрытия |
7,405-0,028 |
7,32–7,40 |
Менее 7,30 |
Величина выступания поверхности стыков вкладыша |
0,18–0,22 |
0,13–0,22 |
Менее 0,11 |
Суммарная для двух вкладышей (одного подшипника) величина выступания поверхности стыков |
0,36–0,44 |
0,26–0,44 |
Менее 0,22 |
Зазор «на масло» между шейкой вала и вкладышем (по щупу) |
0,14–0,29 |
0,14–0,34 |
Более 0,36 |
1) При выпуске из текущих ремонтов ТР-2, ТР-3. 2) При выпуске из текущего ремонта ТР-1 и непланового ремонтов. |
Вследствие изнашивания шеек коленчатого вала и рабочих вкладышей происходит увеличение зазора «на масло» в подшипниках коленчатого вала дизеля. При чрезмерно больших зазорах динамические нагрузки приобретают ударный характер, происходит усиленное изнашивание деталей. Кроме того, значительно возрастают утечки масла по зазору в подшипниках, что приводит к снижению давления масла, и работа дизеля становится небезопасной. Зазор «на масло» более норм устраняют за счет замены рабочих и нерабочих вкладышей, а при нормальной ступенчатости рабочих вкладышей – путем замены нерабочих вкладышей. Нормы допускаемых значений зазоров «на масло» в подшипниках коленчатых валов дизелейД100, 14Д40 (11Д45) и Д49 приведены в таблице 1.
Ослабление вкладышей в посадке (потеря натяга) у нормально собранного подшипника происходитиз-за деформации гнезда подшипника или самих вкладышей, ослабления крепления крышки подшипника, а также вследствие усадки металла вкладышей.
Одинаково вредны и недостаточный, и чрезмерный натяги вкладышей. При малом натяге происходит постепенное ослабление и проворот вкладышей, при слишком большом натяге – возникает чрезмерная деформация вкладышей при сборке подшипников, что затрудняет создание нормального зазора «на масло» в подшипнике.
Величину суммарного натяга рабочего и нерабочего вкладышей коленчатого вала определяют в постелях типового стенда или в собственных, штатных подшипниковых гнездах блока дизеля.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.