Контроль состояния коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля. Изучение конструкции измерительных средств и методов технического контроля коренных и шатунных шеек коленчатого вала дизеля, страница 8

Выкрашивание антифрикционного слоя подшипников возникает после длительной работы подшипников и усталостного износа и имеет вид раковин и трещин, беспорядочно расположенных на рабочей поверхности. Ускорению процесса усталостного изнашивания способствуют нарушения технологии изготовления и хранения вкладышей, а также деформация деталей подшипников в процессе сборки и их эксплуатации.

При кавитационно-усталостном разрушении антифрикционного слоя подшипника в зоне трения (рабочей части) и площадью более 10 см2 в нерабочей части подшипники заменяют или производят перезаливку слоя с последующей обработкой.

Мелкие риски, забоины и заусенцы, обнаруженные на рабочей поверхности вкладышей, осторожно зачищают острым шабером. При наличии трещин вкладыши заменяют.

Таблица 1 – Нормы допускаемых размеров коренных подшипников                       коленчатых валов  дизелей                                                                    

В миллиметрах

Параметр

Чертежный размер

Допускаемый рамер1)

Браковочный размер2)

Дизель Д100

Суммарный зазор на «масло» между шейкой вала и вкладышем

0,15–0,23

0,15–0,30

Более 0,35

Торцовый натяг вкладышей на одну сторону

0,08–0,25

0,08–0,25

Менее 0,08

Дизель 14Д40 (11Д45)

Толщина вкладыша

7,37–7,39

7,30–7,39

Менее 7,25

Зазор «на масло» между шейкой вала и вкладышем (по щупу)

0,15–0,28

0,15–0,28

Менее 0,15

Более 0,30

Величина выступания поверхности стыков вкладыша

0,12–0,16

0,12–0,16

менее 0,12

Дизель Д49

Толщина вкладыша с учетом гальванопокрытия

7,405-0,028

7,32–7,40

Менее 7,30

Величина выступания поверхности стыков вкладыша

0,18–0,22

0,13–0,22

Менее 0,11

Суммарная для двух вкладышей (одного подшипника) величина выступания поверхности стыков

0,36–0,44

0,26–0,44

Менее 0,22

Зазор «на масло» между шейкой вала и вкладышем (по щупу)

0,14–0,29

0,14–0,34

Более 0,36

1) При выпуске из текущих ремонтов ТР-2, ТР-3.

2) При выпуске из текущего ремонта ТР-1 и непланового ремонтов.

Вследствие изнашивания шеек коленчатого вала и рабочих вкладышей происходит увеличение зазора «на масло» в подшипниках коленчатого вала дизеля. При чрезмерно больших зазорах динамические нагрузки приобретают ударный характер, происходит усиленное изнашивание деталей. Кроме того, значительно возрастают утечки масла по зазору в подшипниках, что приводит к снижению давления масла, и работа дизеля становится небезопасной. Зазор «на масло» более норм устраняют за счет замены рабочих и нерабочих вкладышей, а при нормальной ступенчатости рабочих вкладышей – путем замены нерабочих вкладышей. Нормы допускаемых значений зазоров «на масло» в подшипниках коленчатых валов дизелейД100, 14Д40 (11Д45) и Д49 приведены в таблице 1.

Ослабление вкладышей в посадке (потеря натяга) у нормально собранного подшипника происходитиз-за деформации гнезда подшипника или самих вкладышей, ослабления крепления крышки подшипника, а также вследствие усадки металла вкладышей.

Одинаково вредны и недостаточный, и чрезмерный натяги вкладышей. При малом натяге происходит постепенное ослабление и проворот вкладышей, при слишком большом натяге – возникает чрезмерная деформация вкладышей при сборке подшипников, что затрудняет создание нормального зазора «на масло» в подшипнике.

Величину суммарного натяга рабочего и нерабочего вкладышей коленчатого вала определяют в постелях типового стенда или в собственных, штатных подшипниковых гнездах блока дизеля.