Понятие и история лизинга персонала. Развитие и перспективы лизинга персонала в России. Лизинг персонала: правовые аспекты, страница 5

К настоящему времени Конвенция № 181 ратифицирована 14 государствами – членами МОТ. Практически все развитые и развивающиеся страны не только отменили запреты на использование заемной рабочей силы, но и приняли законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения заемного труда. Использование заемной рабочей силы в ряде стран стало предметом коллективно-договорного регулирования[8].

Таким образом, технологии лизинга персонала и аутстаффинга, зародившиеся в США в середине ХХ века, достаточно быстро получили распространение во всем мире.

В развитии данной технологии можно выделить несколько этапов.

Первый этап: появление кадровых агентств, работавших по одной и той же схеме: наем персонала, обучение, оформление в собственный штат; прием соответствующих заказов от компаний.

Второй этап: создание франчайзинговых сетей. Увеличение сферы влияния кадровых агентств, начиная с городов, заканчивая целыми странами.

Третий этап: появление транснациональных корпораций, специализирующихся в этом виде бизнеса.

Четвертый этап: закрепление правовых норм заемного труда Международной организацией труда.

1.2.  Развитие и перспективы лизинга персонала в России

История развития лизинга персонала в России началась с процессов, которые в современной практике называют «аутстаффинг».

Наиболее подробно данный процесс рассматривают в своих работах   Б.А. Аникин и И.Л. Рудая.

В СССР в условиях централизованного управления имелся уникальный опыт применения аутстаффинга и благодаря ему были достигнуты результаты в ракетно-космической, авиационной, морской и оборонной отраслях. Механизм действия был следующим. Постановлением Военно-промышленной комиссии при Совмине СССР на базе головных организаций по выпуску конечной продукции создавались временные межотраслевые трудовые коллективы из лучших специалистов предприятий - смежников, которые трудились на всех этапах жизненного цикла изделия. За переведенными специалистами сохранялись все социальные блага по месту основной работы плюс новые, стимулирующие выполнение новых задач. Следует отметить, что сегодня это один из основных путей быстрого и эффективного освоения трудовых ресурсов основного уровня.

В условиях современной России, аутстаффинг начал развиваться недавно. Первоначально данная услуга была востребована крупными зарубежными компаниями, осуществляющими на территории России реализацию масштабных проектов (строительство нефтепровода, поставка телекоммуникационного оборудования, фармацевтической и другой продукции). Кроме того, исследователи утверждают, что некоторые иностранные компании, заинтересованные в выходе на российский рынок, но опасающиеся рисков, для начала своей деятельности нанимали через кадровые агентства нужных специалистов, оставляя их в штате агентств. Затем поручали этим агентствам весь спектр задач по обеспечению деятельности своих представительств[9].

Что же послужило мощным толчком развития лизинга персонала в России? Б.А. Аникин, И.Л. Рудая определяют финансовый кризис 1998г. как мощный катализатор процесса внедрения в практику технологий заемного труда. Чтобы минимизировать свои расходы, многие компании в этот период вынуждены были сокращать статьи расходов на содержание персонала и увольнять сотрудников. В этой ситуации, чтобы не потерять специалистов, компании заключали с рекрутинговыми агентствами договоры на оказание услуг по развитию бизнеса, при этом уволенные специалисты принимались в штат агентств, продолжая фактически работать в интересах компании. Преодолев последствия кризиса, многие из этих специалистов были возвращены в штат компаний. Таким образом, была решена задача минимизации расходов и сохранения нужного кадрового состава.